История кафедры

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ

ОДЕССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

 имени И. И. МЕЧНИКОВА

Предыстория становления кафедры педагогики ОНУ имени И. И. Мечникова связана как с образовательной, так и инновационной педагогической деятельностью Ришельевского лицея, в котором:

  • - уже с первых лет его функционирования, по инициативе его директора - Аббата Николя (1793-1820 г. г.) осуществлялось преподавание педагогики как обязательного учебного предмета, раскрывающего специфику воспитания и обучения личности;

Аббат Николь (1758 - 1835 р.р.)

  • - а чуть позже было создано особое - педагогическое отделение (Педагогический институт) с целью подготовки преподавательских кадров из состава лучших выпускников Ришельевського лицея. При этом Аббат Николь считал, что будущие преподаватели должны, прежде всего, проникнуться «духом» этого учебного заведения путем получения необходимых педагогических знаний, умений и навыков в процессе собственной деятельности с лицеистами по их обучению и воспитанию.

Создание кафедры педагогики в Ришельевском лицее связано с именем Ивана Семеновича Орлая (1770-1829 г. г.), выдающимся деятелем медицины, педагогики и образования.

Орлай Иван Семенович (1770 - 1829 p.p.)

С 1826 года он занимал должность директора Ришельевского лицея. Орлай Иван Семенович был человеком широкого энциклопедического образования – доктор медицины и хирургии Дерптского университета; доктор философии и магистр словесных наук Кенигсбергского университета; Почетный член Русской императорской академии наук и многих научных обществ, в том числе и иностранных. Н. В. Гоголь назвал И. С. Орлая несравненным педагогом в свое время, а И. Я. Франко и И. М. Павлик были убеждены, что закарпатский украинец И. С. Орлай занял почетное место в истории отечественной  школы и науки.

В начале академического 1850-1851 года было запрещено мирским профессорам преподавать философские науки в университетах, педагогических институтах и ​​Ришельевском лицее. Однако в это время в Ришельевском лицее была учреждена кафедра педагогики на основании Высочайшего повеления Государя Императора от 5 ноября 1850 г. Согласно с решением г. Министра Народного просвещения от 14 февраля 1851 г. за № 1015 заведующим кафедрой педагогики был назначен Роберт Васильевич Орбинский (1834 – 1893г.г.).

Орбинский Роберт Васильевич (1834-1893 р.р.)

Он окончил курс наук в Главном Педагогическом Институте со званием Старшего учителя и преподавал дисциплины педагогического цикла в Ришельевском лицее до и после его преобразования в Новороссийский университет. Благодаря его организаторской деятельности значительно пополнились фонды университетской библиотеки специальной педагогической литературой, а также благодаря усилиям членов историко-филологического факультета начали исследоваться актуальные вопросы педагогики.

Учреждение кафедры педагогики в Ришельевском лицее знаменовало собой факт особой исторической и социальной значимости - институализации миссии педагогики высшей школы как:

  • - новой и самостоятельной отрасли отечественной гуманитарной науки, призванной познать сложнейшие законы организации высшего образования, а также обосновать закономерности процессов обучения и воспитания интеллектуальной элиты общества;
  • - развивающей и целесообразной для обогащения индивидуального социокультурного опыта интеллигентного человека образовательной и профессионально ориентированной на преподавательскую деятельность учебной дисциплины.

Благодаря фундаментальным исследованиям Николая Николаевича Ланге (1858  - 1921  г. г.), осуществленных им в области психологии и педагогики, Новороссийский университет, начиная с 1888 г., приобрел мировую известность как центр психологической и педагогической науки, удерживая этот статус в течении длительного времени.

Ланге Николай Николайевич (1858-1921р.р.)

На развитие педагогики как науки, а также практики воспитания и обучения подрастающего поколения в Одессе влияет также и то, что с 1923 года в Институте народного образования (ИНО), который считался преемником Новороссийского университета, наряду с другими предметными комиссиями, плодотворно функционирует уже и педагогическая  комиссия. В новых исторических условиях на кафедре педагогики исследуются наиболее актуальные проблемы теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения. Научно-педагогический коллектив кафедры педагогики направлял свои творческие усилия, прежде всего на разработку проблем содержания и методики преподавания педагогических дисциплин в высшей школе, а также на разработку методов и форм организации педагогической практики выпускников классического университета. В результате плодотворной деятельности членов кафедры педагогики были подготовлены научно-методические материалы к первой Всеукраинской конференции по педагогическому образованию.

Во второй половине 20-х годов в разработке и распространении педагогических идей среди студентов университета значительную роль играл педагогический кружок во главе с профессором АртемиемГригорьевичемГоталовым-Готлибом (1866-1960 г.г.). С 1921 г. в ИНО А.Г. Готалов-Готлиб был заведующим кафедрой педагогики.

Готалов-Готлиб Артемий Григорьевич. (1866-1960 р.р.)

Пребывая в заграничных научных командировках в странах Европы - Швейцарии, Франции, Германии, Чехословакии - изучал систему европейского образования, что отразил в своих научно-педагогических работах. Особое место в его педагогических трудах занимали также вопросы воспитания. А.Г. Готалов-Готлиб полагал, что «только впитывая многообразие внешних явлений, личность может развивать свой внутренний мир...».

Начиная с 1933 г., значительно активизировались исследования по актуальным проблемам педагогической науки, проводимые профессором Элькиным Д. Г.

В предвоенные и военные годы кафедра педагогики продолжала научную и образовательную деятельность. Было издано два сборника научных трудов, а во время войны защищено шесть кандидатских диссертаций. Во время войны кафедра педагогики работала в эвакуации в Майкопе и Байрам-Али. Заведующим кафедрой был проректор Одесского государственного университета кандидат педагогических наук, доцент Степан Федорович Збандуто с 1941г. до 1947г.

Збандуто Степан Федорович(1911-1973р.р.)

В послевоенные годы кафедра педагогики существовала совместно с кафедрой психологии. Руководил ею до 1960 г. профессор Давид Генрихович Элькин (1895-1983  г. г.).

Элькин Давид Генрихович (1895-1983 р.р.)

Занимаясь разработкой вопросам детской и педагогической психологии, Д. Г. Элькин опубликовал монографию «Педагогика и психология памяти» (1948), в которой изложен ряд практических рекомендаций по организации обучения с целью повышения его эффективности. За монографию «Восприятие времени», Д. Г. Элькин получил первую премию имени К. Д. Ушинского. В послевоенные годы началась педагогизация университета: на всех факультетах читались курсы теории педагогики с элементами истории педагогики, впервые в истории университета в учебные планы включены спецкурсы по педагогике.

В новых исторических условиях в соответствии с Указом Министра ВССО УССР № 525 от 25.10.1960 г. и Приказом ОГУ имени  И. И. Мечникова № 1792 от 06.12.1960 г. «О разделе кафедры психологии на две кафедры: кафедру психологии и кафедру педагогики» кафедра педагогики стала отдельным подразделением. Кафедра педагогики под руководством известного исследователя проблем истории педагогики, кандидата педагогических наук, доцента Виктор Тимофеевич Ружейникова возрождает свой  социальный статус как важнейшее научно-исследовательское и учебно-организационное подразделение университета, призванное обеспечить общепедагогическую и профессионально-педагогическую подготовку выпускников.

Ружейников Виктор Тимофеевич (1908-1986 р.р.)

В состав кафедры педагогики входили кандидаты педагогических наук, доценты В. Е. Демьяненко и Т. М. Федотова, а также ст. преподаватель В. И. Литовченко.

С 1966 по 1986 г. г. кафедру педагогики возглавлявшего кандидат педагогических наук, профессор Иван Иванович Кобыляцкий - основатель Украинской педагогики высшей школы как нового исследовательского направления в отечественной педагогической науке.

Кобиляцкий Иван Иванович (1907-1996 р.р.)

За плодотворную научную деятельность в 1977 г. Высшая аттестационная комиссия присвоила И. Кобыляцкому ученое звание профессора кафедры педагогики. В 1978 г. издательство «Высшая школа» опубликовало руководство И. И. Кобиляцького «Основы педагогики высшей школы», который стал первым учебником для всех преподавателей-исследователей, желавших работать в области педагогики высшей школы. Кроме того, указанное пособие много лет оставалось базовым учебником для студентов, аспирантов, преподавателей, интересующихся проблемами преподавания в высших учебных заведениях. В пособии на основе опыта организации учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях Украины и других союзных республик, а также с учетом достижений высшей школы социалистических стран Кобыляцкий И. И. впервые осветил вопросы содержания, принципов организации и методов обучения и воспитания студентов. Определил основные пути становления педагогики высшей школы, среди которых: обобщение передового научно-педагогического опыта высших учебных заведений, кафедр, отдельных ученых-педагогов и студенческих научных коллективов; широкое использование педагогических инноваций в высших учебных заведений всех основных профилей. И. И. Кобыляцкий обосновываются дидактические закономерности и выделяются девять принципов обучения, в частности:

  • - высокая научность и идейная направленность обучения;
  • - органическое единство научной и учебной деятельности студентов;
  • - сочетание обучения студента с исследовательской работой;
  • - единство теоретического обучения и практической деятельности студентов.

По глубокому убеждению И. И. Кобиляцького, научные исследования преподавателя высшей школы обязательно должны быть отражены в учебной работе со студентами, иначе педагог лишь ретранслятором чужих идей, а значит, не будет настоящего авторитета среди студентов. При этом И. И. Кобыляцкий отмечал, что при проведении опытно-экспериментальной работы в высшей школе необходимо учитывать специфику педагогических исследований - сложность и своеобразие процесса формирования будущего специалиста, пользоваться содержательными методами исследований и не переносить в педагогику таких методов других наук, которые отвлекают исследователя от сути педагогических явлений и процессов.

Особого внимания заслуживает тот факт, что учебник И. И. Кобиляцького «Основы педагогики высшей школы» был переиздан в Китайской Народной Республике, а имя автора внесено в энциклопедию этой страны.

Во втором пособии «Основы педагогики» (1985 г.) в структуре педагогики высшей школы, помимо традиционных разделов: общие основы, дидактика и воспитательная работа, И. Кобыляцкий предлагал выделить отдельным разделом «Руководство научной и учебно-воспитательной деятельностью студентов». Он подчеркивал значение широкого привлечения студентов к научным исследованиям как важного средства творческой подготовки будущих специалистов. Много внимания ученый уделял вопросам активизации познавательной деятельности студентов путем:

  • - внедрение проблемного планирования и преподавания лекционных курсов;
  • - создание проблемных ситуаций во время проведения семинарских и практических занятий, защиты курсовых и дипломных работ;
  • - использование проблемного подхода в процессе контроля знаний, умений и навыков студентов, организации их производственной и педагогической практики.

По его убеждению, ведущим принципом совершенствования всей системы подготовки специалиста должен быть принцип профессионально - деятельностной направленности содержания и способов организации высшего образования, что будет способствовать обучению студентов конкретным знаниям и умениям, необходимым для успешной научно-исследовательской и практической (профессиональной) деятельности. Такой подход требует реализации ряда требований к совершенствованию учебного плана, программ, учебных пособий и учебных (производственных) практик. В них должны учитываться требования, способствующие осуществлению профессиональной направленности личности студента как будущего специалиста:

  • - единства теоретической (предметной, научной) и практической подготовки;
  • - единства психологической и педагогической подготовки;
  • - единства проблемного, деятельностного и активно-личностного подходов.

И. И. Кобыляцкий одним из первых поднял проблему профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей школы и приложил много усилий для ее решения. По его инициативе в Одесском государственном университете имени И. И. Мечникова был создан межвузовский семинар по проблемам педагогики высшей школы с целью повышения педагогического мастерства преподавателей. Этот семинар с удовольствием посещали преподаватели высших учебных заведений г. Одессы. Ученый разработал программу семинара, ряд методических рекомендаций, которые не потеряли своего значения и сегодня. В частности, в методических рекомендациях «Методы обучения и формирования специалиста в высшей школе» (1975 г.) рассматриваются вопросы научно-педагогических предпосылок совершенствования методов обучения в высшей школе, специфика организации самостоятельной работы студентов, обосновываются особенности управления познавательной деятельностью студентов.

Традиции, которые были созданы зав. кафедры педагогики, профессором И. И. Кобыляцким, поддерживались в течение многих лет. Большое внимание всегда уделялось методологии и методике преподавания курса педагогики. Каждый преподаватель кафедры педагогики, независимо от звания и должности, в течение семестра был обязан прочитать одну открытую лекцию или провести открытое практическое или семинарское занятие. На них обязательно присутствовали все преподаватели и аспиранты кафедры, а также все желающие с факультета, где они проводились. После этого занятия тщательно обсуждался. Если возникали разные взгляды на те или иные проблемы, это было поводом для обсуждения этого вопроса на методических семинарах, которые проводились обязательно раз в месяц. Все преподаватели высказывали свою точку зрения, обосновывали ее и когда приходили к общему мнению, одному из опытных преподавателей поручалось написать текст этой лекции. Таким образом, на кафедре был полный текст лекций по всему курсу педагогики, и молодой преподаватель всегда мог с ним поработать.

Много внимания И. И. Кобыляцким уделялось совершенствованию воспитательной работы со студенческой молодежью. Ученым было разработаны детальные рекомендации кафедрам, кураторам и наставникам академических групп по воспитанию студентов. Значительную часть научного наследия И. И. Кобиляцького составляют учебно-методические пособия, которые стали квинтэссенцией педагогического опыта ученого, а затем и мудрыми советчиками для преподавателей-практиков. Среди пособий следующие:

  1. «Формирование у студентов идейно-политического мировоззрения в процессе преподавания общенаучных и профилирующих дисциплин»;
  2. «Методические рекомендации кафедры внедрения проблемного преподавания»;
  3. «Вопросы совершенствования самостоятельной работы студентов в новых условиях»;
  4. «Профессиональное мастерство педагога и совершенствование лекционного преподавания в высшей школе»;
  5. «Учебно-воспитательный процесс и методы обучения и воспитания в педагогическом институте»;
  6. «Как вести исследовательскую работу в школе и профтехучилище»;
  7. «Методы обучения и воспитания в педагогическом институте и их научное обоснование»;
  8. «Научный эксперимент как метод исследования в педагогике » и др.

Зав. кафедры педагогики И. И. Кобыляцкий органично совмещал организационно-педагогическую, учебную работу с основательными научными исследованиями на территории педагогики высшей школы, успешно руководил аспирантами. Это были самые продуктивные годы его научно-педагогической деятельности, поскольку им было опубликовано ведущие монографии и учебно-методические пособия, а также подготовлено 52 кандидата педагогических наук. Спектр исследований охватывал такие проблемы, как: ведущая роль личности ученого-педагога в учебно-воспитательном процессе вуза и особенности формирования его профессионально-педагогической направленности, нравственных качеств; научная и учебно-методическая деятельность педагога высшей школы; учет и контроль качества знаний студентов как метод управления их учебно-познавательной деятельностью. Кроме того, на кафедре педагогики его соратниками и аспирантами исследовались аспекты, касающиеся:

  • - актуальных историко-педагогических проблем (доц. Г. П. Гребенная);
  • - путей формирования детского коллектива (доц. В. И. Грановская);
  • - профессиональной ориентации школьников (доц. Л. М. Васильева);
  • - компьютеризации учебного процесса (доц. К. А. Норкин);
  • - интенсификации педагогической подготовки учителя, развития его творческой активности (доц. Л. М. Беляева);
  • - формирования социальной зрелости будущего учителя в условиях Университетский образования (доц. Е. Н.Василевская);
  • - развития творческой активности студентов (доц. М. А. Байдан);
  • - усовершенствования общепедагогической подготовки студентов классического университета (доц. О. И. Жмурина (О. И. Вавилова)).

С 1986 по 2004 г. г. кафедру педагогики возглавляла кандидат педагогических наук, профессор Александра Николаевна Якубовская(195  - 2004 г. г.).

Якубовская Александра Николаевна (1943-2004 р.р.)

Под ее руководством продолжалось исследование закономерностей организации и усовершенствования качества общепедагогической и профессионально-педагогической подготовки студентов классического университета.

Так, на протяжении 80-х – начала 90-х годов на основании творческого сотрудничества кафедры педагогики с ведущими лабораториями Научно-исследовательского института общей педагогики АПН СССР(подготовки учителя, педагогического прогнозирования), разрабатывались психолого-педагогические основы усовершенствования форм и методов профессиональной подготовки будущего учителя в классическом университете. По результатам исследований преподавателей и аспирантов кафедры педагогики было проведено три Международные научно-практические конференции, в которых принимали участие выдающиеся отечественные ученые среди которых академики В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, И. Д. Зверев, И. А. Зязюн, Кан-Калик, З. О. Малькова, видные педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е. М. Ильин, М. Г. Палтишев, М. П. Гузик, а также воспитанники А. С. Макаренко.

С 1991 по 1996 г. г. члены кафедры педагогики под руководством А. Н. Якубовской принимали участие в выполнении отраслевой программы Института педагогики и психологи профессионального образования АПН Украины и работали над проблемой “Теоретические и методические основы гуманизации педагогического образования”. Как результат, по этой проблеме было издано 6 методических пособий, проведена Международная научно-практическая конференция “Концепция гуманизма в становлении и развитии профессионального образования”.

Для координации научно-исследовательской и методической работы кафедры педагогики в 1998 г. профессором А. Н. Якубовскойбыл создан общеуниверситетский Центр содержания специального образования и современных технологий обучение при АПН Украины. 12 преподавателей, 7 аспирантов, 6 соискателей работали над исследованием проблемы гибкого введения современных технологий обучения в систему профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Кроме того, преподаватели кафедры проводили исследовательскую, организационно-педагогическую и научно-методическую работу в 14 филиалах и экспериментальных площадках, организованных в гимназиях, колледжах, школах г. Одессы и Одесской области. Особое внимание было уделено шефству над городским приютом №1 для несовершеннолетних детей и интернатом для детей сирот г. Измаила.

С конца 90-х годов зав. кафедры педагогики, профессор А. Н. Якубовская в рамках деятельности возглавляемого Центра содержания специального образования и современных технологий обучения инициировала проведение среди студентов 4-5 курсов общеуниверситетского ежегодного конкурса педагогического мастерства, который традиционно проходил в три этапа. Организуя деятельность Международного клуба молодых ученых-преподавателей «Self actualization», она проводит широкомасштабную научную и общественно-педагогическую работу, плодотворно работая с аспирантами. Под ее руководством было защищено 18 кандидатских диссертаций по проблемам теории и методики профессионального образования.

Предметом диссертационных исследований преподавателей кафедры педагогики, а также соискателей и аспирантов профессора А. Н. Якубовской были следующие:

  • - гуманизация профессиональной подготовки студентов классического университета (В. Зинкевичус);
  • - воспитание гуманных взаимоотношений между юношами и девушками (О. В. Гукаленко);
  • - подготовка будущего учителя к педагогическому управлению (О. Кудрин);
  • - дидактические условия гуманизации процесса обучения будущих учителей (А. А. Листопад);
  • - формирование гуманности как профессионально значимого качества  будущего педагога (М. В. Ткаченко);
  • - экологическое образование студенческой молодежи (В. А. Кузнецов);
  • - моральное воспитание студентов (Е. Е. Вовкова);
  • - совершенствование методов научно-исследовательской работы студентов (Ж. И. Глотова);
  • - повышение эффективности эмоционального взаимодействия преподавателей и студентов (И. М. Гапийчук);
  • - формирование эмоциональной культуры будущих педагогов (И.П. Анненкова);
  • - подготовка студентов к превентивному воспитанию учащихся (Л. В.-В. Вейланде).

Результаты диссертационных исследований кафедры педагогики содействовали внедрению в Одесском государственном университете имени И. И. Мечникова, а также других вузах Украины, ряда педагогических инноваций (в частности, модульно-рейтинговой системы обучения на геолого-географическом факультете и в Институте математики, экономики и механики; 20 дидактических модулей по учебным курсам педагогики средней и высшей школы).

В начале нового тысячелетия одним из важных направлений работы кафедры педагогики под руководством профессора А. Н. Якубовской стало развитие зарубежных связей с педагогической общественностью и научными работниками разных стран. Так сотрудничество было налажено с представителями России (Ростовский государственный педагогический университет), ПМР (Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко), Польши (Высшая педагогическая школа г. Честкова), Великой Британии (Университет Северного Лондона), США (Центр по изучению одаренности Коннектикутского университета) и другими. Как результат, кафедра педагогики была организатором ряда Международных научно-практических семинаров по вопросам:

  • дистанционного обучения при содействии европейского содружества (Университет  Северного Лондона)
  • подготовки управленческих кадров под эгидой Совета Европы;
  • ситуационного обучения при поддержке европейского содружества (Университет  Северного Лондона);
  • современных технологий обучения, в рамках проекта «Гражданское образование: Украина-Молдова-Беларусь».

С 2000 г. для усиления научно-исследовательского потенциала кафедры педагогики зав. кафедры педагогики А. Н. Якубовская привлекла к творческому сотрудничеству докторов педагогических наук, профессоров Раиса Ильинична Хмелюк и О. С. Цокур (по совместительству). Это способствовало активизации научных исследований аспирантов по наиболее перспективным проблемам теории и методики профессионального образования будущих специалистов.

Профессор Р. И. Хмелюк, Ударник IX пятилетки (1976 г.), «Отличник образования Украины», Заслуженный работник высшей школы УССР (1980 г.), Ветеран труда (1983 г.). Она награждена Орденом трудового красного знамени (1978 г.), медалями А. С. Макаренко (1980 г.) и К. Д. Ушинского (1981 г.), имеет почетное отличие главы Одесской государственной администрации (2003 г.), является первой стипендиаткой президентской стипендии выдающихся деятелей образования Украины (2006 г.)

Хмелюк Раиса Ильинична (1927-2011 р.р.)

Работая на кафедре педагогики ОНУ имени И. И. Мечникова, содействовала осознанию ее членами и аспирантами исторической миссии и роли педагогики высшей школы как науки и учебного предмета в профессиональной подготовке современных кадров в классическом университете. В частности, высвечивая в своих научных трудах сущность, направленность и социальную значимость профессионального отбора и профессионально-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы, а также их прямой связи между собой, профессор Р. И. Хмелюк убедительными эмпирическими фактами доказала, что:

  • - уровень профессионально-педагогической подготовки специалистов в магистратуре вуза находится в прямой зависимости от качественного состава магистрантов, в частности, не столько от их образовательных успехов (предметных компетенций) в высшей школе, сколько от их морально-психологической готовности к овладению педагогическим мастерством;
  • - морально-психологическая готовность к педагогической деятельности – это совокупность устойчивых интересов и склонностей к ней, а также определенных – нравственных черт характера и качеств личности (любовь к детям), специальных способностей (педагогическое мышление, воображение, наблюдательность, интуиция, артистизм, эмпатия, лидерство) и широкой осведомленности (глубокие и разносторонние знания, умения и навыки, способность их творчески применять);
  • - профессиональная пригодность будущего преподавателя – это соответствие его интересов, индивидуальных качеств, свойств личности требованиям педагогической профессии – способности осуществлять педагогическое управление, сопровождение и поддержку подрастающего поколения в приобретении культурных ценностей, нести социальную ответственность за ее конечные результаты.

Поэтому феномен «гражданской, профессиональной и социальной зрелости» будущего преподавателя рассматривался Р. И. Хмелюк как главный фактор успешности его профессиональной подготовки, овладения вершинами педагогического мастерства и творчества в педагогической профессии.

Своим научно-педагогическим творчеством профессор Р. И. Хмелюк, будучи лидером, всемирно известной научной школы, способствовала созданию необходимой теоретической основы для разработки на кафедре педагогики ОНУ имени И. И. Мечникова ряда актуальных проблем, касающихся:

  • - становления и развития профессионального потенциала современного преподавателя высшей школы, его ключевых, предметных и педагогических компетентностей;
  • - формирования у магистрантов и аспирантов профессионально-педагогической направленности и устойчивости личности как субъектов сферы образовательных услуг;
  • - усиления профессиональной готовности выпускников классического университета к педагогической и научно-педагогической деятельности;
  • - совершенствования педагогического мастерства современного преподавателя высшей школы;
  • - достижения вершин профессионализма личности и научно-педагогической деятельности в высшей школе.

Кроме того, профессор Р. И. Хмелюк приложила много усилий, способствуя успешной защите кандидатских диссертаций последними аспирантами (Т. В. Кучеровская, Л. В.-В. Вейланде) научной школы профессора А. Н. Якубовской.

С 2004 г. по настоящее время кафедру педагогики ОНУ имени И. И. Мечникова возглавляет доктор педагогических наук, профессор Ольга Степановна Цокур, Отличник образования Украины, Действительный член Международной Славянской Академии Образования имени Я.А. Коменского.

Цокур Ольга Степановна

Цокур О. С. направляет творческие усилия аспирантов и научно-педагогического коллектива кафедры педагогики на разработку наиболее дискуссионных и социально значимых проблем теории и практики педагогики высшей школы, вызванных факторами модернизации, диверсификации, глобализации и евроинтеграции.

Сохраняя преемственность и следуя лучшим традициям университета,   профессор О. С. Цокур осуществляет научное руководство аспирантами по специальностям 13.00.04 (теория и методика профессионального образования) и 13.00.09 (теория обучения), расширяя полигон исследований в рамках авторской научно-педагогической школы. Под ее научным руководством подготовлено и успешно защищено 24кандидатские диссертации. Наиболее значимые результаты диссертационных исследований по таким новым и оригинальным направлениям, как: педагогический менеджмент и самоменеджмент, профессионально-педагогическая имиджелогия и акмеология, научно-педагогическая деонтология, профессиональная и гендерная педагогика. Будучи творчески преобразованными в новые содержательные модули, успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс аспирантуры, магистратуры и бакалавриата ОНУ имени И. И. Мечникова и других вузов в курсах педагогики, педагогики высшей школы, методики воспитательной работы и основ педагогического мастерства, а также в процессе педагогической и ассистентской (научно-педагогической) практики. Они нашли отражение в содержании учебно-методических рекомендаций и учебных пособий с грифом Министерства образования и науки Украины.

Кафедра педагогики под руководством профессора О. С. Цокур осуществляет научное руководство экспериментальными площадками, созданными на базе:

  • - гимназий №1 и №5 г. Одессы (“Творческий поиск учителей-новаторов”);
  • - Одесского профессионального лицея технологий и дизайна ЮУНПУ им. К.Д.Ушинского (“Проблемы профессиональной адаптации и социализации учащихся-инвалидов в условиях рыночной экономики”);
  • - Института социальных наук и факультета романо-германской филологии ОНУ имени И. И. Мечникова (“Лаборатория гендерных исследований в высшей школе”, “Психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе”, “Становление и развитие идей педагогики высшей школы в южном регионе Украины”);
  • - частной школы «Ника - М» г. Одессы («Одаренные дети: поиск инновационных технологий обучения, организация научно-исследовательской и культурно-досуговой деятельности»).

При кафедре педагогики под научным руководством доктора педагогических наук, профессора О. С. Цокур с 2004 г. организована Лаборатория гендерных исследований. В рамках лаборатории аспирантами (И. В. Иванова, Н. В. Нагорная, О. В. Железняк, П. П.Терзи, О. Р. Фрасинюк, А. А. Ягремцева и др.)  проводится опытно-экспериментальная работа по проблемам гендерной педагогики, гендерного образования педагогических кадров, формирования гендерной компетентности и культуры студентов. Обсуждению различных проблем гендерных исследований в педагогике высшей школы посвящены международные научно-практические конференции "Интеграция гендерного подхода в современную науку и образование: результаты и перспективы" (25.10.05 г.), а также работа соответствующих секций:

  • - теоретико-методологические основы женских и гендерных исследований;
  • - теория и практика гендерного образования студенческой и учащейся молодежи;
  • - актуальные проблемы гендерной педагогики и формирования личности педагога-гендеролога.

Результаты научно-исследовательской деятельности членов и аспирантов кафедры педагогики прошли апробацию на ежегодных внутри университетских и 11 международных научно-практических конференциях, нашедших отражение в соответствующих сборниках:

  1. Проблеми соціалізації майбутніх фахівців в контексті вимог Болонського процесу: матеріали міжн. наук.-практ. конф. студентів та молодих науковців, 7 лютого 2004 р. / під ред. Л. М. Голубенко, О. С. Цокур. - Одеса, 2004. – 98 с.
  2. Проблема особистості в сучасній науці: результати та перспективи досліджень: матеріали міжн. наук.-практ. конф. студентів та молодих науковців, 25 березня 2005 р. / під ред. Л. М.Голубенко, О. С.Цокур. – Одеса, 2005. – 195 с.
  3. Інтеграція гендерного підходу в сучасну науку і освіту: результати і перспективи: матеріали міжн. наук.-практ. конф., 26 жовтня 2005 р. //Науковий вісник ПДПУ ім. К. Д. Ушинського. – Спеціальний випуск /під ред. О. С.Цокур. – Одеса, 2005. – 239 с.
  4. Актуальні проблеми сучасної науки: матеріали міжвуз. наук.-практ. конф., 27 травня 2006 р. / під ред. О. С. Цокур. – Одеса, 2006. – 64 с.
  5. Формування професіоналізму майбутнього фахівця в контексті вимог Болонського процесу: матеріали міжн. наук.-практ. конф., 22-23 травня 2008 р. / за заг. ред. Л. М. Голубенко, О. С. Цокур – Ч.1. - Одеса, 2008. – 329 с.
  6. Формування професіоналізму майбутнього фахівця в контексті вимог Болонського процесу: матеріали міжн. наук.-практ. конф., 22-23 травня 2008 р. / за заг. ред. Л. М. Голубенко, О. С. Цокур. – Ч.2. - Одеса, 2008. – 129 с.
  7. Інтеграція учнівської і студентської молоді з особливими потребами у систему професійної освіти і сучасне життя: матеріали міжн. наук.-практ. конф., 22 травня 2009 р. /під ред. О. С. Цокур. – Одеса, вид. Букаєв В. В. – 252 с.
  8. Підготовка майбутніх фахівців в умовах глобалізації та євроінтеграції: матеріали міжн. наук.-практ. конф., 25 листопада 2009 р. //Актуальні проблеми теорії і практики сучасної освіти / за заг. ред. О. С. Цокур. – Одеса, 2010. – С. 3-34.
  9. Обдаровані учні: пошук інноваційних технологій навчання й виховання: матеріали міжн. наук.-практ. конф., 14 січня 2010 р. //Актуальні проблеми теорії і практики сучасної освіти / за заг. ред. О. С. Цокур – Одеса, 2010. – С. 35-74.
  10. Педагогіка вищої школи у ХХІ столітті: сучасний стан і перспективи розвитку / Матеріали міжнар. наук.-практ. конф., присвяченої 145-річчю ОНУ імені І. І. Мечникова, 50-річчю факультету романо-германської філології, 50-річчю кафедри педагогіки / [за ред. Л. М. Голубенко, О. С. Цокур]. – Одеса, 2010. – 250 с.
  11. Полікультурний слов’янський освітній простір: шляхи та форми інтеграції: матеріали міжн. наук.-практ. конгресу – ІХ Слов’янські педагогічні читання 6-7 вересня 2010 р. / за заг. ред. О. С. Цокур.– Одеса, 2010. – 256 с.
  12. Профессиональная карьера выпускника ПТУ: современное состояние и перспективы формирования: материалы регион. науч. - практ. конф. 24 февраля 2012 / под ред. О. С. Цокур. - М.: издатель Букаев В. В. 2012. - 145 с.14. 1 Всеукраинские педагогические чтения, посвященные памяти основателей украинской педагогики высшей школы - профессоров И. И. Кобиляцкого и Р. И. Хмелюк / Материалы регион. науч. - практ. конф. 31 января 2012 / под ред. О. С
  13. Актуальные проблемы студенческой молодежи: материалы регион. наукч. - практ. конф. 17 мая 2012 / ред. Е. Л. Стрельцов - Одесса: ОНУ им. И. И. Мечникова, 2012. - 121 с.. Цокур. - М.: Феникс, 2012. - 103 с.
  14. Педагогический артистизм современного учителя и преподавателя высшей школы: дань моде или потребности времени? / Материалы междунар. науч. - прак . конф. 26 октября 2012 / под ред. Л. Н. Голубенко, О. С. Цокур. - Одесса, 2012. - 150 с.
  15. 1 Всеукраинские педагогические чтения, посвященные памяти основателей украинской педагогики высшей школы - профессоров И. И. Кобиляцкого и Р. И. Хмелюк / Материалы регион. науч. - практ. конф. 31 января 2012 / под ред. О. С. Цокур. - М.: Феникс, 2012. - 103 с.

Коллектив кафедры педагогики РГФ

К 145-летию ОНУ имениИ.И. Мечникова, 50-летию факультета РГФ и 50-летию кафедры педагогики было приурочено проведение Международного конгрессаІХ Международный Педагогический Собор «Полікультурний слов’янський освітній простір: шляхи та форми інтеграції» (6-7.09.2010 г.), 2 международных научно-практических конференций: «Педагогіка вищої школи у ХХІ столітті: сучасний стан і перспективи розвитку» (21.05.2010 г.), «Актуальні проблеми теорії і практики сучасної освіти» (14.01.2010 г.), а также ряда научно-методических семинаров на базе учебных заведений г. Одессы, в которых приняли участие видные ученые, преподаватели-новаторы, аспиранты, магистры, студенты отечественных и зарубежных вузов (России, Молдовы, ПМР, Белоруссии, Болгарии,  Германии, Турции, Польши, Израиля).

Кроме того, к знаменательному историческому событию научно-педагогический коллектив кафедры педагогики подвел итоги разработки научно-исследовательской темы «Дослідження актуальних проблем формування професіоналізму особистості й діяльності майбутнього фахівця в контексті вимог євроінтеграції» (№ 0107U003865), оформив результаты научной работы в виде коллективной монографии, согласно таких разделов:

  • - формирование профессионализма будущих педагогов-профессионалов в классических университетах: история, современность, перспективы  (доц. Н.В. Кузнецова);
  • - модернизация высшей школы как фактор формирования профессионализма и конкурентоспособности личности будущего специалиста; формирование профессионализма личности будущего преподавателя высшей школы как субъекта инновационной педагогической деятельности (проф. О. С. Цокур);
  • - методологический аспект проблемы формирования профессиональной компетентности будущего психолога (ас. Н. В. Нагорная);
  • - закономерности становления профессиональной компетентности современного педагога по гендерному воспитанию учащихся (ст. преп. А. В. Железняк);
  • - формирование профессионализма будущего специалиста средствами обучения на основе индивидуально-образовательных маршрутов (доц. Л. В.-В. Вейланде);
  • - формирование профессионализма личности будущего учителя средствами педагогического тренинга (ст. преп. Л. Й. Волкова);
  • концепция формирования научно-исследовательской культуры будущего специалиста в магистратуре (ст. преп. А. Н. Сомбамания);
  • - формирование профессионализма деятельности будущего преподавателя географии по гражданскому воспитанию молодежи  (доц. Л. Б. Прокофьева);
  • - формирование профессионализма личности и деятельности будущего учителя как субъекта образовательных правоотношений (доц. М. И. Рябенко);
  • - формирование педагогического профессионализма аспирантов негуманитарных специальностей средствами инновационных технологий (доц. В. В. Павлова).

Члены кафедры педагогики осуществляют научно-организационную и лекторскую деятельность по популяризации педагогических инноваций в различных учебных заведениях и повышению профессионально-педагогической компетентности и научно-исследовательской культуры их кадров. Члены и аспиранты кафедры педагогики под руководством проф. О. С. Цокур работают над разработкой новой проблемы – концепцией формирования педагогического артистизма современного преподавателя высшей школы. Именно этой актуальной проблеме посвящена Международная научно-практическая конференция кафедры педагогики ОНУ имени И. И. Мечникова (26 октября 2012 г.). Внедрение результатов научного поиска в практику будет способствовать обновлению содержания и технологий высшего и последипломного педагогического образования, а также повышению качества осуществления образовательных услуг.

Адрес

ул. Дворянская, 2,Одесса, 65082
Тел. приемной (38-048)723-52-54
Тел./факс (38-048)723-35-15
Email: rector@onu.edu.ua

Наши партнеры

title_5c145269bc48a19591790381544835689
title_5c145269bc5a29245300631544835689
title_5c145269bc6b611566333341544835689
title_5c145269bc7c910221966241544835689
Top