Кафедра педагогики

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой

Ольга Степановна Цокур, год избрания — 2004.

Цокур Ольга Степановна - заведующий кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор

Преподавательский состав кафедры

Преподавательский состав кафедры педагогики факультета РГФ

Общая характеристика кафедры педагогики

Кафедра педагогики обеспечивает общепедагогическую и профессионально-педагогическую (теоретическую и практическую) подготовку бакалавров и магистров классического университета с присвоением им квалификации «преподаватель» и «преподаватель высшей школы». Накопленные в процессе проведения научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов кафедры педагогики научно-теоретические знания ложатся в основу разработки новых спецкурсов, модулей и тем учебных дисциплин «Педагогика», «Методика воспитательной работы», «Основы педагогического мастерства», «Высшее образование Украины и Болонский процесс» и «Педагогика высшей школы». Они обогащают исследовательский фон, на котором выполняются диссертации в рамках кафедральной темы, а также педагогические проекты и индивидуальные научно-исследовательские задания студентов-бакалавров и магистров.

Научно-методическая и воспитательная работа на кафедре осуществляется согласно законодательным и нормативным документам, которые действуют в сфере высшего образования (Конституция Украины, Законы Украины «Об образовании», «О высшем образовании», приказы ректора ОНУ, распоряжения деканата РГФ.

На кафедре работают Гендерная и Валеологическая лаборатории, ежегодно организуются студенческие педагогические олимпиады, волонтерская работа студентов и реализуются другие направления научной, методической и воспитательной работы.

Лаборатория гендерных исследований в педагогике (руководитель профессор О.С. Цокур) проводит экспериментальную работу по интеграции гендерного подхода в систему высшего педагогического и профессионального образования, а также привлекает аспирантов, магистров и бакалавров - будущих преподавателей высшей школы к проведению воспитательных мероприятий по гендерному образованию и воспитанию учащейся и студенческой молодежи.

Валеологическая лаборатория (руководитель старший преподаватель Л. И. Волкова), осуществляет научно-методическое сопровождение ежегодного Одесского областного и Всеукраинского фестиваля-конкурса «Молодежь выбирает здоровье», ежегодных тренинговых лагерей «Здоровая молодежь – здоровое будущее».

С целью усовершенствования качества подготовки будущих учителей, повышение интереса студентов к педагогической профессии, выявления талантливой молодежи на кафедре ежегодно проводится І тур Всеукраинской студенческой олимпиады по педагогике (рук. доц. Л.В.-В. Вейланде, доц. Л.Б. Прокофьева).

Кафедра педагогики ежегодно организует «Конкурс инновационных педагогических проектов» (рук. проф. О.С. Цокур, доц. Н.В. Кузнецова, доц. В.В. Павлова) с целью совершенствования научно-педагогической подготовки аспирантов университета и формирования кадрового потенциала для инновационной деятельности в высшей школе.

Международная деятельность

Кафедра педагогики ОНУ им. И.И. Мечникова является одной из базовых кафедр, осуществляющих научно-исследовательскую программу деятельности Международной Славянской Академии Образования (МСАО) имени Я. А. Коменского.

Каждый год, начиная с 2004 г., преподаватели и аспиранты кафедры педагогики принимают участие в международных научно-практических конференциях и семинарах, а также Международных конгрессах - Педагогических соборах (г. Тирасполь, 2005-2010 гг.; г. Седльци, 2006, 2007, г. Москва, 2008 г. г. Петрозаводск, 2008 г, г. Тирасполь, 2009 г., м. Одеса, 2010), организованных МСАО имени Я. А. Коменского, на которых выступают с научными докладами и сообщениями, демонстрируя педагогические инновации и проводя оригинальные мастер-классы по гендерному, валеологическому и поликультурному образованию и воспитанию учащихся и студентов, формированию гендерной, деонтологической, дидактической и научно-исследовательской культуры магистрантов и аспирантов - будущих преподавателей высшей школы.

6-7 сентября на базе кафедры педагогики ОНУ имени И.И. Мечникова состоялся Международный конгресс - ІХ Педагогический Собор, проведенный в рамках деятельности МСАО имени Я. А. Коменского. В работе конгресса приняли участие видные ученые, преподаватели-новаторы, аспиранты, магистры, студенты отечественных и зарубежных ВУЗов (России, Молдовы, ПМР, Белоруссии, Болгарии, Германии, Турции, Польши, Израиля).

Площадь помещения, которую занимает кафедра, соответствует нормам (54 кв. м.), на кафедре имеется основная учебная литература по педагогике, словари, тезаурусы, методические указания, разработки к практическим занятиям по педагогическим дисциплинам, библиотека диссертаций аспирантов кафедры, которые были защищены, а также авторефератов украинских диссертаций по педагогике. Для обеспечения курса лекций на кафедре есть карты, видеокассеты, иллюстративный материал. Также компьютеры, принтер, телевизор, ксерокс, которые преподаватели и студенты используют для раздаточного материала и других целей.

Научная деятельность

Тема научно-исследовательской работы кафедры педагогики – «Исследование актуальных проблем формирования профессионализма личности и деятельности будущего специалиста в контексте требований евроинтеграции» (№ 0107U003865). Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор О. С. Цокур. Данная тема актуальна в современной теории и практике педагогики высшей школы. Результаты внедряются в учебные курсы педагогических дисциплин, программы педагогической практики студентов, магистрантов и аспирантов, в процесс организации их профессионально-педагогического образования.

Направления научных исследований

Предметом кафедрального исследования является феномен профессионализма личности и деятельности выпускников классического университета как социально и личностно значимого результата их высшего образования. Это приводит к необходимости выявления и теоретического обоснования педагогических условий и факторов его формирования на каждом из уровней высшего образования – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (докторантуры).

Основные направления научно-исследовательской работы:

  • - формирование профессионализма будущих педагогов в классических университетах: история, современность, перспективы (доц. Н. В. Кузнецова);
  • - модернизация высшей школы как фактор формирования профессионализма и конкурентоспособности личности будущего специалиста; особенности становления преподавателя высшей школы как субъекта инновационной педагогической деятельности; становление профессионализма личности преподавателя высшей школы как субъекта эгалитарного педагогического сознания (проф. О. С. Цокур);
  • - методологический аспект проблемы формирования профессиональной компетентности будущего психолога (ас. Н. В. Нагорная);
  • - закономерности становления профессиональной компетентности современного педагога по гендерному воспитанию учащихся (доц. А. В. Железняк);
  • - формирование профессионализма будущего специалиста средствами обучения на основе индивидуально-образовательных маршрутов (доц. Л. В.-В. Вейланде);
  • - развитие личности будущего учителя средствами педагогического тренинга (ст. преп. Л. Й. Волкова);
  • - концепция формирования научно-исследовательской культуры будущего специалиста в магистратуре (ст. преп. А. Н. Сомбамания);
  • - формирование профессионализма деятельности будущего преподавателя географии по гражданскому воспитанию молодежи (доц. Л.Б. Прокофьева);
  • - формирование профессионализма личности и деятельности будущего учителя как субъекта образовательных правоотношений (доц. М. И. Рябенко);
  • - формирование педагогического профессионализма аспирантов негуманитарных специальностей средствами инновационных технологий (доц. В.В. Павлова).

На базе полученных результатов научно-исследовательской работы разработаны и успешно внедрены новые темы (модули) традиционных теоретических курсов («Педагогика», «Методика воспитательной работы», «Основы педагогического мастерства» и «Педагогика высшей школы»):

  • - «Гендерная педагогика», «Основы гендерного воспитания», «Гендерный подход в школе», «Научно-педагогическая деонтология», «Инновационная педагогическая деятельность в высшей школе», «Профессионализм личности и деятельности преподавателя высшей школы» (проф. О. С. Цокур);
  • -«Учитель как субъект образовательных правоотношений», «Образовательное право», «Антикоррупционные действия в высшей школе» (доц. М. И. Рябенко);
  • -«Технологии гендерного воспитания учащихся» (доц. А. В. Железняк);
  • <li-«педагогический .="" li="">
  • -«Гражданское воспитание в условиях евроинтеграции» (доц. Л. Б. Прокофьева);
  • -«Индивидуальный образовательный маршрут» (доц. Л. В.-В. Вейланде).

Подготовка научных и научно-педагогических кадров

На кафедре педагогики защитили кандидатские диссертации в период с 2004 по 2012 гг. под научным руководством доктора педагогических наук, профессора О.С. Цокур:

  1. Мунтян І. С. «Гендерний підхід у професійній підготовці студентів вищих педагогічних навчальних закладів», 2004 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  2. Ісаченко В. В. «Формування професійно-педагогічного іміджу у майбутніх викладачів вищої школи», 2006 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  3. Бойчев І. І. «Підготовка майбутніх учителів до керівництва дозвіллєвою діяльністю учнів», 2006 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  4. Рябенко М. І. «Підготовка майбутніх учителів як суб’єктів освітніх правовідносин», 2007 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  5. Павлова В. В. «Підготовка аспірантів і магістрантів гуманітарних спеціальностей до використання засобів математичної статистики», 2007 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  6. Іванова І. В. «Підготовка майбутніх учителів до гендерної освіти старшокласників», 2007 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  7. Коноваленко Т. В. «Формування експресивно-комунікативних умінь у майбутніх учителів іноземної мови», 2007 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  8. Терзі П. П. «Формування гендерної культури студентів вищих технічних навчальних закладів», 2007 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  9. Таланова Ж. П. «Педагогічні умови формування професійного світогляду майбутніх перекладачів», 2007 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  10. Марчук І. П. «Формування професійних якостей майбутнього соціолога у процесі контекстного навчання», 2009 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  11. Беседіна Є. В. «Модернізація професійної підготовки майбутніх перекладачів в умовах диверсифікації університетської освіти», 2010 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  12. Желясков В. В. «Компетентнісний підхід у професійній підготовці майбутніх перекладачів», 2011 р., спеціальність 13.00.09 – теорія навчання.
  13. Железняк О. В. «Розвиток професійної компетентності педагога з гендерного виховання учнів», 2011 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  14. Бухнієва О. А. «Підготовка аспірантів до інноваційної діяльності у вищому навчальному закладі», 2011 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.
  15. Полякова Г. П. «Деонтологічна підготовка науково-педагогічних кадрів вищої кваліфікації в аспірантурі», 2011 р., спеціальність 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.

Аспирантуру по кафедре педагогики с2004 по 2012 гг. закончили:

Беседина Е. В., Бухниева О. А., Волкова Л. И., Иванова И. В., Марчук И. П., Полякова Г. П., Рябенко М. И., Терзи П. П., Таланова Ж. П., А. О. Ягремцева.

ОСНОВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ БАЗЫ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ:

  1. Институт социальных наук, факультет РГФ, аспирантура ОНУ им. И.И. Мечникова. Тема: “Интеграция гендерных исследований в учебно-воспитательный процесс высшей школы”, “Инноватизация содержания, форм и технологий профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе в условиях многоуровневого образования: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры”, “Становление и развитие идей педагогики высшей школы в южном регионе Украины” (рук. проф. О.С. Цокур);
  2. Школа «Ника-М» г. Одессы. Тема: «Одаренные дети: поиск инновационных технологий обучения, организации научно-исследовательской и культурно-досуговой деятельности» (рук. доц. Н.В. Кузнецова); «Формирование профессиональной компетентности педагога по гендерному воспитанию учащихся» (рук. доц. А.В. Железняк);
  3. Гимназии №1, 2, 5 г. Одессы. Тема: “Творческий поиск учителей-новаторов” (рук. проф. О.С. Цокур);
  4. Одесский профессиональный лицей технологий и дизайна ЮУНПУ им. К.Д.Ушинского. Тема: “Проблемы профессиональной адаптации и социализации учащихся-инвалидов в условиях рыночной экономики” (рук. проф. О.С. Цокур);
  5. Частное внешкольное учебное заведение «Одесский валеологический центр». Тема: «Тренинговые технологии формирования здорового образа жизни» (рук. ст. преп. Л.И. Волкова).

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ

1.    Проблемы социализации будущих специалистов в контексте требований Болонского процесса //Научный вестник ЮНПУ им. К. Д. Ушинского. - Спецвыпуск / под ред. А. Н. Богуш. - Одесса, 2004. - 198 с.

2.    Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследований: материалы междунар. науч. - практ. конф. студ. и мол. ученых, 25 марта 2005 / под ред. Л. Н. Голубенко, О. С. Цокур - Одесса, 2005 . - 195 с.

3.    Интеграция гендерного подхода в современную науку и образование : итоги и перспективы: материалы междунар. науч. - практ. конф., 26 октября 2005 // Научный вестник ЮНПУ им. К. Д. Ушинского. - Спецвыпуск / под ред. А. Н. Богуш. - Одесса, 2005. - 239 с.

4.    Актуальные проблемы современной науки: материалы межвуз. науч. - практ. конф 27 мая 2006 / под ред. О. С. Цокур. - Одесса, 2006. - 64 с.

5.    Формирование профессионализма будущего специалиста в контексте требований Болонского процесса: материалы междунар. науч. - практ. конф 22-23 мая 2008 г. / под общ. ред. Л. Н. Голубенко, О. С. Цокур - Ч.1 . - 329 с. ; Ч.2 . - Одесса , 2008 . - 129 с.

6.    Интеграция ученической и студенческой молодежи с особыми потребностями в систему профессионального образования и современную жизнь: материалы междунар. науч. - практ. конф., 22 мая 2009 / под ред. О. С. Цокур. - М.: изд. Букаев В. В. - 252 с.

7.    Подготовка будущих специалистов в условиях глобализации и евроинтеграции: материалы междунар. науч. - практ. конф., 25 ноября 2009 // Актуальные проблемы теории и практики современного образования / Под. ред. О. С. Цокур. - Одесса, 2010. - С. 3-34.

8.    Одаренные ученики: поиск инновационных технологий обучения и воспитания: материалы междунар. науч. - практ. конф., 14 января 2010 / / Актуальные проблемы теории и практики современного образования / Под. ред. О. С. Цокур. - Одесса, 2010. С. 35-74 .

9.    Педагогика высшей школы в XXI веке: современное состояние и перспективы развития 21 мая 2010 / Под. ред. О. С. Цокур. - Одесса, 2010. – 120 с.

10.Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции: материалы междунар. конгресса «ІХСлавянские педагогические чтения» 6-7 сентября 2010 г. / под ред. Л. Н. Голубенко, О. С. Цокур. - М.: издатель Букаев В. В., 2010. - 136 с.

11.Профессиональная карьера выпускника ПТУ: современное состояние и перспективы формирования: материалы регион. науч. - практ. конф. 24 февраля 2012 / под ред. О. С. Цокур. - М.: издатель Букаев В. В. 2012. - 145 с.

12.Актуальные проблемы студенческой молодежи: материалы регион. наукч. - практ. конф. 17 мая 2012 / ред. Е. Л. Стрельцов - Одесса: ОНУ им. И. И. Мечникова, 2012. - 121 с.

13.Педагогический артистизм современного учителя и преподавателя высшей школы: дань моде или потребности времени? / Материалы междунар. науч. - прак . конф. 26 октября 2012 / под ред. Л. Н. Голубенко, О. С. Цокур. - Одесса, 2012. - 150 с.

14.1Всеукраинские педагогические чтения, посвященные памяти основателей украинской педагогики высшей школы - профессоров И. И. Кобиляцкого и Р. И. Хмелюк / Материалы регион. науч. - практ. конф. 31 января 2012 / под ред. О. С. Цокур. - М.: Феникс, 2012. - 103 с.

 

Члены кафедры педагогики осуществляют научно-организационную и лекторскую деятельность по популяризации педагогических инноваций в различных учебных заведениях г. Одессы, повышению профессионально-педагогической компетентности и научно-исследовательской культуры их кадров. Члены и аспиранты кафедры педагогики под руководством проф. О. С. Цокур работают над разработкой новой проблемы – концепцией формирования педагогического артистизма современного учителя и преподавателя высшей школы. Именно этой актуальной проблеме посвящена будущая Международная научно-практическая конференция кафедры педагогики ОНУ им. И.И. Мечникова «Педагогический артистизм современного учителя и преподавателя высшей школы: дань моде или необходимость времени» (26. 10. 2012 г.). Внедрение результатов научного поиска в практику будет способствовать обновлению содержания и технологий высшего и последипломного педагогического образования, а также повышению качества осуществления образовательных услуг.

Издания кафедры педагогики:

Учебные пособия с грифом Министерства образования и науки Украины:

  1. Педагогіка: навч. посіб. /О.С. Цокур. - Розділ 2. Теорія і методологія наукового педагогічного дослідження /під ред. З.Н.Курлянд. – Одеса, 2004. – С.35-59.
  2. Основи гендерного виховання /О.С. Цокур, І.В. Іванова //Хрестоматія навчальних програм з проблем гендерного розвитку.- К.: ПЦ «Фоліант» /під. ред. К.М.Левківського, 2004. – С. 147-171.
  3. Основи гендерного виховання /О.С. Цокур, І.В. Іванова //Гендерний розвиток (конспекти лекцій). – К.: ПЦ «Фоліант» /під. ред. К.М.Левківського, 2005. - С. 124-187.
  4. Виховна робота зі студентською молоддю: навч. посіб. /О.С. Цокур. Розділ 5. Самовиховання і саморозвиток /під ред. Т.Ю.Осипової. – Одеса: Фенікс, 2006. – С.134-150.
  5. Педагогіка вищої школи /О.С. Цокур. Р. 1.3.-1.3.5. Теорія і методологія наукового педагогічного дослідження. Р. 4.4. Педагогічний менеджмент /під ред. З.Н.Курлянд. - 3 вид. – К.: Знання, 2007.
  6. Педагогіка вищої школи /О.С. Цокур. Розділи 1.3.-1.3.5; 4.4 /під ред. З.Н.Курлянд. – Х.: Знання, 2009.
  7. Педагогічний словник /О.С.Цокур. - А-К //За заг. ред.А.В.Семенової.  – Одеса: Фенікс, 2006. – С.3-28.

 

Методические пособия с 2004-2012 гг.:

  1. Педагогіка вищої школи: Навч. посіб. – 2-ге вид., перероб. і доп. / О. С. Цокур. – Розділ І.: Основи науково-педагогічного дослідження. - К. : Знання, 2005. – 399 с.
  2. Щоденник з педагогічної практики для студентів 4 курсу: Психолого-педагогічний модуль / О. С. Цокур. – Одеса, 2005. – 24 с.
  3. Щоденник з педагогічної практики для студентів 5 курсу: Психолого-педагогічний модуль / О. С. Цокур. – Одеса, 2005. – 24 с.
  4. Практикум з методики виховної роботи. Напрямки і планування виховної роботи класного керівника / І. П. Аннєнкова. – Одеса: Астропринт. - Ч. І. - 2006.
  5. Практикум з методики виховної роботи. Форми і методи виховної роботи класного керівника / І.П. Аннєнкова. – Одеса: Астропринт. - Ч. II. - 2006.
  6. Використання тренінгових технологій в курсі “Основи педагогічної майстерності”:  Метод. посібник / Л. Б. Прокоф’єва.  – Одеса: ВМВ. - Ч. 1-2. - 2006.  – 102 с.
  7. Розвиток професійно-значущих якостей майбутніх педагогів (технологічний підхід) / М. В. Ткаченко – Одеса: Одеський юридичний інститут ХНУВС, 2006. – 78 с.
  8. Самостійна робота студентів з педагогіки в умовах модульного навчання / М. В. Ткаченко. – Одеса: Одеський юридичний інститут ХНУВС, 2006. – 55 с.
  9. Основи дидактики. Модульний підхід: Навч. посібник / І. П. Аннєнкова (у співавторстві).  - Одеса: Астропринт, 2007. – 176 с.
  10. Педагогіка вищої школи: Метод. рекомендації / Л. В.-В. Вейланде, Л. Б. Прокоф'єва. – Одеса: ВМВ.- 2007.- 98 с.
  11. Основи теорії ймовірностей і математичної статистики: Спецкурс для гуманітарних спеціальностей / В. В. Павлова. – Одеса: Принт-студия «Абрикос» СПД Бровкин А.А., 2007.  – 52 с.
  12. Щоденник з науково-педагогічної (асистентської) практики магістрів: психолого-педагогічний модуль / Г. М. Сомбаманія. – Одеса, 2007. – 24 с.
  13. Щоденник з науково-педагогічної (деонтологічної) практики аспірантів: психолого-педагогічний модуль / О. С. Цокур. – Одеса, 2009. – 24 с.
  14. Педагогіка: історія та теорія: Навч. посібник. / І.П. Аннєнкова (у співавторстві). - Одеса, 2009. – 450 с.
  15. Педагогіка: модульний курс. Навч. посібник / І.П. Аннєнкова (у співавторстві).- Львів: «Новий світ-2000», 2010. – 567 с.
  16. Практикум з педагогіки / Л. В.-В. Вейланде. – Одеса: Європрінт, 2011. -  158 с.
  17. Практикум з основ педагогічної майстерності / Л. В.-В. Вейланде – Одеса: Європрінт, 2011. -  188 с.
  18. Методичні вказівки до семінарських занять з курсу «Методика виховної роботи» для студентів 4 курсу факультету романо-германської філології / В. В. Павлова. – Одеса: ТОВ «Абрикос-Компани»,  2011. – 52 с.
  19. Методичні вказівки до семінарських занять з курсу «Педагогіка» для студентів 3 курсу факультету романо-германської філології / В. В. Павлова. – Одеса: ТОВ «Абрикос - Компани», 2011. - 72 с.
  20. Моніторинг якості освіти в умовах кредитно-модульної системи організації навчального процесу: навч. посібник / І. П. Аннєнкова, М. В. Ткаченко. – Одеса: Одеський національний університет, 2011. - Р. 2, 3. – 182 с.

Адрес кафедры:

65058, г.Одесса,
Французский б-р, 24/26, ауд. №25.
тел. 8 (0482) 68-70-82
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес

ул. Дворянская, 2,Одесса, 65082
Тел. приемной (38-048)723-52-54
Тел./факс (38-048)723-35-15
Email: rector@onu.edu.ua

Наши партнеры

title_5cbb4ae4b3e376684953021555778276
title_5cbb4ae4b3fae20763491411555778276
title_5cbb4ae4b40cc8259731311555778276
title_5cbb4ae4b41e66026261491555778276
Top