Кафедра иностранных языков естественных факультетов

Заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Васильченко Елена Германовна 

Сегодня на кафедре иностранных языков естественных факультетов работает 17 преподавателей, среди них:

  • 7 кандидатов филологических наук, доцентов;
  • 1 кандидата педагогических наук, доцента;
  • 1 доктор психологических наук, профессор;
  • 4 старших преподавателея;
  • 2 кандидата филологических наук, преподавателя;
  • 2 преподавателя.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ:

  1. Васильченко Елена Германовна, заведующая кафедры, кандидат филологических наук, доцент
  2. Гарчева Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент;
  3. Григораш Виктория Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент;
  4. Добровольская Диана Михайловна, кандидат филологических наук, преподаватель;
  5. Долбина Карине Давидовна, кандидат филологических наук, доцент;
  6. Ковальчук Александра Константиновна, кандидат филологических наук, преподаватель;
  7. Кононенко Анатолий Александрович, доктор психологических наук, профессор
  8. Котлярова Луиза Болеславовна, кандидат педагогических наук, доцент;
  9. Любимова Нина Леонидовна, старший преподаватель;
  10. Миронова Лариса Анатольевна, старший преподаватель;
  11. Румянцева Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент;
  12. Сидорук Ольга Юрьевна, преподаватель;
  13. Скляренко Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент;
  14. Стратулат Людмила Александровна, старший преподаватель;
  15. Ткаченко Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент;
  16. Ульянова Виктория Олеговна, преподаватель;
  17. Ягремцева Анастасия Олеговна, старший преподаватель.

Сегодня работу кафедры выполняют три секции:

  • Английского языка (зав. секцией –д. псих. н., проф. А. А. Кононенко);
  • Немецкого языка (зав. секцией – к. филол. н., доц. Е. Г. Васильченко);
  • Латинского языка (зав. секцией – ст. преподаватель Л. А. Миронова).
  • ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

    История преподавания иностранных языков в ОНУ имени И. И. Мечникова начинается с 1960 года - с года основания факультета романо-германской филологии на базе Одесского педагогического университета иностранных языков. Первым заведующим кафедры иностранных языков стал доцент В. Г. Шатух. Как отдельная единица в составе факультета кафедра иностранных языков естественных факультетов появилась в середине 80-х годов в результате разделения общей кафедры иностранных языков на две: кафедру иностранных языков гуманитарных факультетов и кафедру иностранных языков естественных факультетов, которую в течение двадцати лет возглавлял доцент М. З. Яций. В 2005 году заведование кафедрой перешло к доценту Н. В. Петлюченко, в 2006 году - доценту Л. Г. Кириченко. С сентября 2013 кафедрой заведует кандидат филологических наук, доцент Е. Г. Васильченко.

    С 2012 года научной темой кафедры является «Изучение и внедрение в учебный процесс современных моделей преподавания иностранных языков по специальности». Научный руководитель темы – к. филол. н, доцент Ткаченко Анна Владимировна. Тематика научных и научно-методических исследований охватывает широкое поле проблем в области романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков, теории перевода, фонетики и проч.

    По инициативе доц. Л. Б. Котляровой, начиная с 2002, на биологическом факультете проводится англоязычная конференция студентов и молодых преподавателей факультета «Microbiology in Touch with Life». Тут же организована группа студентов-переводчиков биологического факультета, которые принимают активное участие в роботе международных конференций ОНУ. Преподаватель Н. Л. Любимова – опытный переводчик художественной литературы, включает этот аспект в курс преподавания. Преподаватель Е. А. Румянцева занимается разработкой технической базы университета и сотрудничает с механико-математическим факультетом. Сегодня на кафедре работает 17 преподавателей английского, немецкого и латинского языков. Много молодых специалистов, которые ведут активную научную работу и пополняют профессорско-преподавательский состав факультета романо-германской филологии. Преподаватели начала 60-х годов оставили нам богатый опыт, огромное количество научно-методических разработок, прекрасные традиции. Главное – они создали атмосферу дружелюбия и творчества, которую мы желаем сохранить всем следующим поколениям.

  • Научно-методическая работа

    НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

    I. Научно-практической интернет-конференции «Исследование и внедрение в учебный процесс современных моделей преподавания иностранного языка по специальности" Кафедра иностранных языков естественных факультетов факультета романо-германской филологии Одесского национального университета имени И. И. Мечникова ежегодно с 2015 года проводит научно-практической интернет-конференции «Исследование и внедрение в учебный процесс современных моделей преподавания иностранного языка по специальности».

    Цель конференции:

    • Распространение передового опыта преподавания иностранного языка в условиях Болонского процесс для оптимизации процесса обучения иностранным языкам.
    • Конференция способствует развитию научного потенциала, установлению и укреплению научных контактов с учеными ведущих вузов Украины.
    • Доклады, представленные в рамках конференции, вошли в электронный сборник материалов, который находится на сайте lingvo.onu.edu.ua.

    Сборники материалов конференцій:

    • I МЕЖДУНАРОДНАЯ (Vонлайн) НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ. Режим доступа
    • IV Всеукраинская научно-практическая ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ. Режим доступа
    • III Всеукраинская научно-практическая ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ. Режим доступа
    • II Всеукраинская научно-практическая ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ. Режим доступа
    • I. Всеукраинской научно-практической интернет-конференции. Режим доступа

    II. Библиография кафедры   Учебные пособия с грифом МОН Украины:

    1. Навчально-методичний комплекс DU 1: Підручник для студентів вищ.навч.закладів / Боріско Наталія, Каспер-Хене Хільтрауд, Васильченко Елена та ін.(Затверджено Міністерством освіти і науки України як підручник для студентів вищих навчальних закладів. Лист № 1/11-682  від 10.02.2010 р.)  – Вінниця: Нова Книга, 2009. – 452 с.
    2. Навчально-методичний комплекс DU 2: Підручник для студентів вищ.навч.закладів / Боріско Наталія, Каспер-Хене Хільтрауд, Васильченко Елена та ін.(Затверджено Міністерством освіти і науки України як підручник для студентів вищих навчальних закладів. Лист № 1/11-682  від 10.02.2010 р.)   – Вінниця: Нова Книга, 2011. –  344 с.
    3. Навчально-методичний комплекс DU 3: Підручник для студентів вищ.навч.закладів / Боріско Наталія, Каспер-Хене Хільтрауд, Васильченко Елена та ін.(Затверджено Міністерством освіти і науки України як підручник для студентів вищих навчальних закладів. Лист № 1/11-682  від 10.02.2010 р.)    – Вінниця: Нова Книга, 2013. –  200 с.
    4. Навчально-методичний комплекс DU 4: Підручник для студентів вищ.навч.закладів / Боріско Наталія, Каспeр-Хене Хільтрауд, Васильченко Елена та ін.  – Вінниця: Нова Книга, 2018. –  178 с.
    5. Навчально-методичний комплекс DU 4: Книга для викладача / Каспeр-Хене Хільтрауд, Васильченко Елена та ін.  – Вінниця: Нова Книга, 2018. –  76 с.
    6. Костюк Н. О., Халилов А. Ш., Шип И. В. PracticalCourseofEnglishinGeneralandInorganicChemistry: Навчальний посібник (рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. Лист № 14/ 18. 2 – 216  від 11.02.2004 р.) – Одеса: Астропринт, 2004. – 124 с.
    7. Костюк Н. О., Халилов А. Ш., Шип И. В. Learn to Speak English: Навчальний посібник ( рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. Лист № 14/18. 2 – 32 від 08.01.2003р) – Одеса: Астропринт, 2003. – 128 с.

    Учебные пособия и методички:

    • Васильченко О.Г. Методичні вказівки з проектної роботи за методикою Clil на заняттях з німецької мови (для студентів І курсу денної та заочної форм навчання другого рівня вищої освіти спеціальності 091 «Біологія»)
    • Васильченко О. Г. Теоретичні та практичні вказівки для написання наукових робіт німецькою мовою : метод. розробка / [укл. Л. М. Голубенко, Т. Д. Вербицька, О.Г. Васильченко]; Одеськ. національн. ун-т ім. І.І.Мечникова. – Одеса: Фенікс, 2012. – 36 с.
    • Григораш В. С., Миронова Л. А. Методичні вказівки до курсу «Латинська мова» для студентів спеціальності 035 «Філологія» першого бакалаврського рівня денної форми навчання
    • Григораш В. С., Миронова Л. А. Методичні вказівки до курсу «Латинська мова» для студентів спеціальності 032 «Історія» першого бакалаврського рівня денної форми навчання
    • Ткаченко Г.В., Гарчева І. О. Методичні вказівки до курсу «Іноземна мова (англійська) за професійним спрямуванням» (для студентів І-ІІ курсів денної та заочної форми навчання першого (бакалаврського) рівня спеціальності 126 «Інформаційні системи і технології»).
    • Ткаченко Г.В., Гарчева І. О. Методичні вказівки до курсу «Іноземна мова (англійська) за професійним спрямуванням» (для студентів І-ІІ курсів геолого-географічного факультету денної та заочної форми навчання другого (магістерського) рівня спеціальності 106 «Географія»). Частина І
    • Ткаченко Г.В., Гарчева І. О. Методичні вказівки до курсу «Іноземна мова (англійська) за професійним спрямуванням» (для студентів І-ІІ курсів геолого-географічного факультету денної та заочної форми навчання другого (магістерського) рівня спеціальності 106 «Географія»). Частина ІІ
    • Гарчева И. А. Методические рекомендации по дисциплине «Английский Язык» профессионального направления для студентов 2 курса дневной формы обучения по специальности геология / И. А. Гарчева; ОНУ имени И.И. Мечникова. –  Одесса, 2012. –  48 с.
    • Гарчева I. О. Методичні вказівки з англiйської мови для студентiв першого курсу геолого-географiчного факультету / I. О. Гарчева; ОНУ імені І. І. Мечникова. – Одеса, 2013. – 44 с.
    • Кононенко А. О. Практичні завдання для самопідготовки з англійської мови для студентів І курсу спеціальності «Прикладна математика». – Одеса: Видавництво ТОВ «Удача», 2015. – 28 с.
    • Кононенко А. О. Методичні рекомендації для студентів-магістрів «Business English» / А. О. Кононенко, Н. Л. Любімова. – Одеса: Удача, 2010. – 50 с.
    • Кононенко А. О. Методичні рекомендації для підготовки до модульних робіт з англійської мови для студентів Ш курсу психологічного факультету заочної та денної форм навчання / А. О. Кононенко. – Одеса: Удача, 2010. – 25 с.
    • Кононенко А. О. Методичні рекомендації для підготовки до модульних робіт з англійської мови для студентів ІІ курсу психологічного факультету заочної та денної форм навчання / А. О. Кононенко. – Одеса: Удача, 2011. – 30 с.
    • Кононенко А. О. Методична розробка «Програмоване навчання граматики англійської мови для студентів 1 курсу заочної і денної форми навчання відділення «Психологія». Частина 1. / А. О. Кононенко. – Одеса: Удача, 2012. – 40 с.
    • Кононенко А. О. Методична розробка «Програмоване навчання граматики англійської мови для студентів 1 курсу заочної і денної форми навчання відділення «Психологія». Частина 2. / А. О. Кононенко. – Одеса: Удача, 2012. – 40 с.
    • Кононенко А. О. Методичні рекомендації «Англійське ділове мовлення» для студентів факультету «Менеджмент організацій» / А. О. Кононенко. – Одеса: Удача, 2013. – 20 с.
    • Котлярова Л. Б., Лещинська Т. І. Методичні рекомендації з розвитку навичок спілкування англійською мовою для студентів-мікробіологів 2 курсу біологічного-факультету. – Одеса, 2009. – 20 с.
    • Котлярова Л. Б., Лещинська Т. І. Методичні рекомендації з розвитку навичок англомовного професійного спілкування. – Одеса, 2010. – 28 с.
    • Котлярова Л. Б. Методичні рекомендації з розвитку навичок англомовного фахового спілкування для студентів ІІ курсу біологічного факультету. – Одеса, 2011. – 36 с.
    • Котлярова Л. Б. Методичні рекомендації з розвитку навичок англомовного професійного спілкування (для студентів І курсу біологічного факультету. – Одеса, 2012. – 39 с.
    • Котлярова Л. Б. Методичні рекомендації з розвитку навичок англомовного професійного спілкування (для студентів ІI курсу біологічного факультету). – Одеса, 2013. – 37 с.
    • Любимова Н. Л. Методичні рекомендації “Infectiousdiseases” за фахом «англійська мова» для студентів 2 курсу біологічного факультету. – Одеса, 2009. – 32 с.
    • Любимова Н. Л., Долинська М. Л. Методичні рекомендації «Назви хімічних елементів та речовин» за фахом «англійська мова» для студентів 2 курсу біологічного та хімічного факультетів. – Одеса, 2009.–36с.
    • Любимова Н. Л., Кононенко А. О. Методичні рекомендації для студентів-магістрів 5 курсу «Ділова англійська мова». – Одеса, 2010.–52с.
    • Любимова Н. Л. Методичні рекомендації «Словотворення в англійській мові» для студентів 2-3 курсів біологічного факультету з дисципліни «Професійний переклад». – Одеса, 2010. – 28с.
    • Любимова Н. Л. Методичні вказівки для роботи з спеціальними текстами за фахом «Професійний переклад» для студентів 2 курсу біологічного факультету. – Одеса, 2011. – 52с.
    • Любимова Н. Л. Методичні вказівки для роботи з спеціальними текстами за фахом «англійська мова» для студентів 1 курсу біологічного факультету. – Одеса, 2011. – 32с.
    • Любимова Н. Л. Методичні вказівки для роботи з спеціальними текстами за фахом «англійська мова за професійним спрямуванням» для студентів ІІ курсу біологічного факультету. – Одеса, 2012. – 24с.
    • Любимова Н. Л. Методичні вказівки «Герундій» з дисципліни «Спецпереклад» для студентів ІІ курсу біологічного факультету. – Одеса, 2012. – 24 с.
    • Любимова Н. Л. Методичні вказівки “Humananatomy” за фахом «англійська мова за професійним спрямуванням» для студентів ІІ курсу біологічного факультету. – Одеса, 2012. – 28 с.
    • Любимова Н. Л. Методичні вказівки «Infinitive» з дисципліни «Спецпереклад» для студентів ІІ курсу біологічного факультету. – Одеса, 2012. – 28 с.
    • Сидорук О. Ю. «Основи підготовки майбутніх учителів іноземної мови до застосування інтерактивних технологій» для студентів 3 курсу англійського відділення факультету РГФ, що вивчають німецьку як другу іноземну/ О.Ю.Сидорук, Удача.- Одеса, 2017.
    • Сидорук О. Ю. Методичні вказівки з дисципліни «Англійська мова за професійним спрямуванням» (для студентів 1 курсу геолого-географічного факультету денної форми навчання напряму підготовки 6.040104 – географія та 6.040103 геологія). – Одеса: Вид-во КП ОМД , 2013. – 43 с.
    • Сидорук О. Ю. Методичні вказівки з дисципліни «Англійська мова за професійним спрямуванням» (для студентів 2 курсу денної форми навчання, напряму підготовки 040103 – геологія). – Одеса: Вид-во  ООО Удача, 2012. – 45 с.
    • Ткаченко Г. В. Іноземна (англійська) мова за професійним спрямуванням» (для студентів І-ІI курсів денної та заочної форм навчання спеціальності «Міжнародні економічні відносини», 2017
    • Ткаченко Г. В. Методичні вказівки для розвиток навичок розуміння англомовних текстів за фахом «Прикладна математика та інформаційні технології» (для студентів І-ІІ курсів денної та заочної форми навчання ІМЕМ). – Одеса, 2013. – 27 с.

    Словари:

    • Румянцева О.А. Термінологічний словник мови програмування C++ (І та ІІ курсів Інституту математики, економіки і механіки, що навчаються за фахом «Прикладна математика» та «Інформаційні технології/ О.А. Румянцева, ОНУ імені І.І. Мечникова. – Одеса, 2015. – 31 с.
    • Румянцева О.А. Словник комп'ютерної термінології (для студентів Інституту математики, економіки і механіки) / О.А. Румянцева, ОНУ імені І.І. Мечникова. – Одеса, 2015. – 60 с.
    • Миронова Л. А. Латинсько-український словник для студентів фармацевтичного відділення хімічного факультету. – Одеса : Удача,  2012. – 31с.
    • Русакова Л. М. Англо-український учбовий словник для студентів фізичного факультету. – Одеса ; ОНУ, 2000. – 49 с.
    • Фомин Б. Н.Римское право : латинско-русский и русско-латинский словарь терминов и выражений / сост. Б. Н. Фомин ; Одес. нац. ун-т им. И.И. Мечникова. – Одесса : Астропринт, 2012. – 229 с.
  • Организационная работа

    За период с 2009 по 2014 годы кафедрой иностранных языков естественных факультетов было проведено 5 научно-практических конференций, в которих приняли участие 659 студентов: 

    В 2014 – «LXX научно-практическая студенческая конференция», в которой приняли участие 105 студентов І-V курсов биологического, геолого-географического, химического и физического факультетов, Института социальных наук и Института економики, математики и механики, из них 22 доклада с отличием. На английском языке было представлено 83 доклада, на немецком – 22.

    В 2013 – «LXIX научно-практическая студенческая конференция»,в которой приняли участие 101 студент І-V курсов биологического, геолого-географического, химического и физического факультетов и Института економики, математики и механики, из них 31 доклад с отличием. На английском языке был представлен 91 доклад, на немецком – 10.

    В 2012 – «LXVIII научно-практическая студенческая конференция»,в которой приняли участие 96 студентов І-V курсов биологического, геолого-географического, химического и физического факультетов и Института економики, математики и механики, из них 25 докладов с отличием. На английском языке были представлены 87 докладов, на немецком – 9.

    В 2011 – «LXVII научно-практическая студенческая конференция», в которой приняли участие 113 студентов І-V курсов биологического, геолого-географического, химического и физического факультетов и Института економики, математики и механики, из них 23 доклада с отличием. На английском языке были представлены 99 доклада, на немецком – 14.

    В 2010 – «LXVI научно-практическая студенческая конференция», в которой приняли участие 133 студента І-V курсов биологического, геолого-географического, химического и физического факультетов и Института економики, математики и механики, из них 23 доклада с отличием. На английском языке были представлены 104 доклада, на немецком – 29.

    В 2009 – «LXV научно-практическая студенческая конференция», в которой приняли участие 111 студента  І-V курсов биологического, геолого-географического, химического и физического факультетов и Института економики, математики и механики, из них 20 докладов с отличием. На английском языке были представлены 82 доклада, на немецком – 29.

  • Языковой клуб

    С октября 2014 года на кафедре иностранных языков естественных факультетов проводятся заседания языкового клуба «Sprachbar». Участниками являются студенты, интересующиеся культурой и традициями Германии, желающие развить свои коммуникативные навыки, побороть языковой барьер и страх ошибиться при общении на немецком языке. 

     

    № заседания, дата

    Тема

    Содержание

    1) 11 октября 2014

    Oktoberfest

    Встреча посвящена немецкому народному празднику Oktoberfest. Мы познакомились с историей возникновения праздника, узнали много нового об организации и проведении праздника, а также  о немецкой кухне и традиционных немецких костюмах. Кроме того научились комментировать статистику, писать приглашения и планировать поездку на праздник в Мюнхен.

    2) 1 ноября 2014

    Typisch Deutsch

    Мы обсудили сложившиеся стереотипы, особенности менталитета немцев и украинцев, просмотрели видеофильм на заданную тему, с энтузиазмом выполнили разработанные задания и получили задания на дом.

    3) 22 ноября 2014

    Interkulturelle Kommunikation

    Встреча посвящена особенностям межкультурной коммуникации, возникающим недоразумениям, путям их преодоления с учетом менталитета, социальных и культурных особенностей немцев и украинцев, выражений-клише.

    4) 6 декабря 2014

    Reiseziele der Deutschen

    Излюбленные места отдыха немцев, виды транспорта, названия государств, близких и далеких, больших и маленьких городов, рек, морей, озер, гор – все это стало темой нашей очередной встречи.

    5) 20 декабря 2014

    Weihnachten

    Встреча проводится накануне волшебного праздника, которое по-особенному празднуется в Германии – Рождество. Мы поговорили о традициях и обычаях, о четырех неделях перед Рождеством (Adventszeit) и, конечно же, не обошлось без дегустации собственноручно испеченного Christstollen (рождественского кекса)!

     

  • Сотрудничество кафедры иностранных языков естественных факультетов с Британским Советом

    Сотрудничество кафедры иностранных языков естественных факультетов с Британским Советом

    Проект «Английский язык для университетов» имплементированный Британским Советом при поддержке МОН Украины стартовал в Одесском национальном университете имени И. И. Мечникова в 2015.

    Цель проекта: 

    • достижение трансформационных изменений в уровне владения английским языком в ведущих украинских университетах как профессорско-преподавательского состава университета, так и выпускников бакалавриата (В2, уровень CEFR), магистратуры (В2, урівень CEFR) и аспирантуры (С1, уровень CEFR);
    • совершенствование методологии и методов преподавания английского языка на уровне университетов посредством непрерывного профессионального роста как преподавателей английского языка, так и преподавателей специальных дисциплин, читающих лекции на английском;
    • совершенствование учебных планов и программ Английский язык профессиональной/академической и профессионально-академической направленности;
    • разработка техник оценивания как результатов успешности обучения, так и преподавания;
    • формирование ценностей и необходимых для успешной самореализации компетенций в рамках преподавания и изучения английского языка;
    • регулярное обновление и совершенствование методики преподавания;
    • привлечение научного, преподавательского, аспирантского и студенческого состава университетов к эффективному сотрудничеству в программах международного обмена с европейскими университетами;
    • повышение автономности и ответственности бакалавров/магистров/ аспирантов, то есть их способности самостоятельно выполнять задания, решать задачи и проблемы и отвечать за результаты своей деятельности;
    • повышение лингвокультурологического уровня студентов/магистров/ аспирантов для дальнейшего обеспечения устойчивого развития Украины и ее европейского выбора;
    • направление результатов проекта на пользу обществу, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала украинских университетов.

    Результаты и рекомендации объемного и интенсивного исследования, проведенного Британским Советом при поддержке Министерства образования и науки Украины о роли и статусе английского языка в пятнадцати высших учебных заведениях Украины в рамках проекта «Английский язык для университетов» представлены на сайте Британского Совета.

    В рамках этого проекта 6 преподавателей кафедры (см. Таблица 1) приняли участие в тренингах и симпозиумах Британского Совета:

    • Английский язык профессиональной направленности (ESP, English for Specific Purposes);
    • Английский язык академической направленности (EAP, English for Academic Purposes);
    • Разработка модулей программы «Английский язык профессиональной направленности» (ESP Modules Design);
    • Наблюдение и анализ работы преподавателя в аудитории (Classes Observation and Feedback);
    • Курс подготовки сертифицированных тренеров Британского Совета в Украине;
    • CiVELT (три цикла):
    1. CiVELT 1 (понимание профессиональных потребностей тех, кто изучает язык, определение основных источников информации при анализе профессиональных потребностей, понимание важности мотивации и влияние демотивации на аудиторию, создание позитивной атмосферы в течение обучения, использование профессиональных контекстов как ресурсов);
    2. CiVELT 2 (понимание сферы деятельности будущих специалистов с точки зрения использования языка; преподавание грамматики и лексики, применение функционального языка в обучении, внедрение современных подходов к формированию навыков говорения, чтения, аудирования и письма)
    3. CiVELT 3 (разработка рабочей программы; презентация нового языкового материала; ошибки и методики их исправления, работа с контентом, тестирование и оценка; практика преподавания в аудитории, определение эффективности курса и его корректировки; непрерывное профессиональное развитие).
     

    Преподаватели кафедры

    Тренинги, семинары, симпозиумы

    Британского Совета

    Сертификаты

    1.

    Румянцева

    Елена

    Анатольевна

    1. 72-hour ESP Teacher Development course (Summer school, Kyiv, 28 June -11 July, 2015);

    Certificate

    2. 35-hour ESP Course Module Design Training (Kyiv, 01-05 February, 2016);

    Certificate

    3. English for Academics course (Kyiv, 29 February – 03 March, 2016; 06-08 June, 2016);

    Certificate

    4. ‘ESP: Planning for Success’ Symposium (Kyiv, 16-18 February);

    Certificate

    5. ‘Impact of the English for Universities Project on the Internationalisation of Ukrainian Universities’ National Symposium (Kyiv,07-09 December, 2017);

    Certificate

    6. 10-hour British Council professional development module ‘Observation and Feedback’ (Kyiv, 07-09 December, 2017).

    Certificate

    2.

    Григораш Виктория

    Сергеевна

    1.35-hour CiVELT (English for Specific Purposes) (Kyiv, 04 July 2015 – 11 July 2015)

    Certificate

    2. 35-hour EAP course (English for Academic Purposes) (Kyiv, 10 January-16 January 2016)

    Certificate

    3. ‘Professional Award in Teacher Development’ assessment training (Kyiv, 22 November– 02 December 2016)

    Certificate

    4. ESP course (teacher trainer) (Kyiv, 04 July 2015 – 11 July 2015)

    Certificate

    3.

    Долбина Карине Давидовна

    35-hour CiVELT (English for Specific Purposes) (Kyiv, 04 July 2015 – 11 July 2015)

    Certificate

    4.

    Сидорук

    Ольга

    Юрьевна

    71 — hour ESP Teacher Development course (Winter school 19-24 February 2018 in Lviv, Summer school 1-6 July 2018 in Kyiv)

    Certificate

    5.

    Ульянова Виктория

    Олеговна

    114-hour ESP Teacher Development course (Summer school, 14-19 July 2017, Kyiv; Winter school, 19-24 February 2018, Lviv; Summer school, 7-13 July 2018,  Kyiv)

    Certificate

    6.

    Добровольская Диана Михайловна

    35-hour ESP Teacher Development course (Kyiv, 11-15 January, 2016)

    Certificate

    Таблица 1. Участие преподавателей кафедры в тренингах Британского Совета (2015-2018)

    Кроме того, к тренингам Британского Совета «Английский язык как средство преподавания профессиональной дисциплины» (EMI, English as a Medium of Instruction) были привлечены ведущие специалисты факультетов естественных и точных наук, которые преподают или способны преподавать профессиональные дисциплины на английском языке.

    Участие кафедры в тренингах и семинарах Британского Совета

    Результаты сотрудничества с Британским Советом по проекту «Английский язык для университетов»

    1. Профессиональное развитие преподавателей кафедры иностранных языков естественных факультетов и их деятельность в рамках проекта были направлены на:

    • повышение осведомленности о международных стандартах в преподавании и владении английским языком согласно с требованиями Общеевропейских компетенций владения иностранным языком;
    • постоянное развитие компетентностей преподавателей и совершенствование методик преподавания;
    • инновационные изменения в методике преподавания английского языка с традиционного на студентоцентрований подход, направленный на углубление практических знаний студентов, на усиление компетентностной составляющей обучения, что даст студентам возможность получить лучшее место на рынке труда, удовлетворяя тем самым актуальные потребности как выпускников университета, так и работодателей;
    • ознакомление с материалами и рекомендациями исследования в рамках проекта Британского Совета в Украине: Интернационализация украинских университетов в разрезе английского языка. Проект «Английский язык для университетов» / Род Болайто и Ричард Уэст;1
    • диссеминацию полученных на тренингах знаний (проведение презентаций, семинаров, открытых практических занятий и лекций с использованием инноваций) согласно контракту с Британским Советом в Украине (см. Фото 5);
    • разработку, пилотирование и мониторинг результатов имплементации Модульных учебных программ (МУП) по английскому языку профессиональной направленности (ESP) на всех факультетах ОНУ имени И.И. Мечникова для студентов бакалавриата;
    • разработку и пилотирование Модульных учебных программ (МУП) по английскому языку профессиональной и академической направленности (ESAP) на факультетах естественных и точных наук ОНУ имени И.И. Мечникова для студентов магистратуры;
    • разработку программы «Английский язык академической направленности: Академическое письмо» для аспирантов университета, ее пилотирование и мониторинг результатов;
    • размещение МУП по английскому языку профессиональной направленности на сайте кафедры и сайтах факультетов естественных и точных наук; обсуждение результатов имплементации преподавания и обучения в соответствии с инновационными программами в выступлениях на конференциях, научных публикациях и т. п.;
    • внедрение портфолио студента в учебных процесс с целью: во-первых, предоставить больше автономии на всех курсах и уровнях изучения иностранного языка; во-вторых, усовершенствовать компетентность студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; в-третьих, использовать портфолио как неотъемлемую составляющую оценки и анализа профессионального и академического роста студентов и аспирантов.

    2. Сотрудничество с преподавателями факультетов естественных и точных наук Одесского национального университета имени И.И. Мечникова

    В рамках сотрудничества было выполнено:

    • проведение оценки потребностей и тестирования уровня владения английским языком преподавателей, читающих лекции по специальным дисциплинам на английском;
    • преподавание курса «English for Academics» для профессорско-преподавательского состава ОНУ имени И.И. Мечникова на основе существующих в университете с 2015 года курсов иностранных языков профессиональной направленности;
    • 32 преподавателя ОНУ имени И. И. Мечникова, в том числе 15 преподавателей факультетов точных и естественных наук, успешно завершили годичный курс обучения «Академический английский язык для профессорско-преподавательского состава» и получили сертификат о повышении квалификации (тренеры: доц. Е. А. Румянцева – факультеты естественных и точных наук; доц. И. Ю. Онищук – факультеты гуманитарных наук).

    Награждение преподавателей, которые преподают специальные дисциплины на английском языке

    3. Научно-методическая работа в рамках проекта Британского Совета:

    • концентрация научных интересов преподавателей кафедры на вопросах современной методики преподавания иностранного языка по профессиональной / академической направленности;
    • ежегодное проведение Всеукраинских научно-практических интернет-конференций по вопросам методики преподавания иностранного языка «Исследование и внедрение в учебный процесс современных моделей преподавания иностранного языка».

    Конференция предусматривает интернет-публикацию и обсуждение материалов в следующих категориях:

    1. Новейшие методики преподавания иностранного языка академической и профессиональной направленности в вузах в соответствии с требованиями Европейской рамки квалификаций: проблемы и перспективы.
    2. Профессиональный дискурс в лингвокогнитивном, лингвопрагматическом и лингвокультурологическом аспектах.
    3. Актуальные проблемы современного перевода специальной, академической и научной литературы.
    4. Проблемы межкультурной коммуникации, культурной и языковой вариативности в современном мире.
    5. Инновационные методы активизации деятельности студентов на практических занятиях по иностранному языку.
    6. Организация, структура и наполнение учебных программ «Иностранный язык профессионального и академического направления».
    7. Проблемы преподавания иностранного языка с учетом профессиональных потребностей студентов вузов. организация и проведение в сотрудничестве с преподавателями специальных дисциплин Ежегодной общеуниверситетской студенческой научно-практической конференции, материалы которой представлены в электронном формате на сайте кафедры: http://lingvo.onu.edu.ua/category/konferentsii-studentiv/

    Ежегодная общеуниверситетская студенческая научно-практическая конференция

    4. Сотрудничество со студентами факультетов естественных и точных наук

    Согласно опросу, который проводится в конце каждого семестра, студенты:

    • сообщают об удовлетворении новым подходом к обучению и преподаванию английского языка специального направления;
    • заинтересованы в более функциональном изучении языка;
    • проявляют большой интерес к задачам на основе новых форм обучения (ролевые игры, командная работа, симуляции, презентации);
    • считают, что внедрение инновационных методов преподавания совместно с составлением портфолио, во-первых, усилит взаимопонимание между студентами и преподавателями; во-вторых, предоставит студентам более понятные критерии оценки и даст больше шансов получить высший балл.

    16

    Имплементация инновационных форм обучения в студенческих группах

    Диссеминации знаний в рамках работы проекта

    Участие преподавателей кафедры иностранных языков естественных факультетов в семинарах по повышению квалификации в Goethe-Institut

    Краеведение, методика и дидактика, расширение языковой компетенции - Goethe-Institut предлагает преподавателям вузов и учителям немецкого языка широкий спектр возможностей для продолжения образования и повышения квалификации. Повышение квалификации учителей немецкого языка является одной из приоритетных задач Goethe-Institut. Преподаватели вузов и учителя школ Украины имеют возможность ознакомиться с актуальными тенденциями в области методики / дидактики преподавания немецкого языка как иностранного. Все мероприятия по повышению квалификации проводятся мультипликаторами Goethe-Institut. Это компетентные и активные преподаватели немецкого языка, которые по поручению Goethe-Institut проводят семинары по методике / дидактики преподавания немецкого языка как иностранного в разных форматах: очные тренинги, онлайн-курсы и в формате Blended Learning (дистанционное обучение в сочетании с очными семинарами).

    В 2018 году началась современная программа обучения мультипликаторов (Multiplikatorenausbildung), которая продлится до осени 2020 года. Это знакомство с современными разработками в области методики и дидактики преподавания немецкого языка как иностранного на основе инновационной программы DLL, а также с дидактикой семинаров и работой онлайн-тьютора в области образования для взрослых.

    Программа обучения разработана в формате смешанного обучения (Blended Learning) и предусматривает участие в очных тренингах и онлайн-фазах. В 2020 году планируется проведение семинара в Германии, который имеет цель углубить полученные знания и навыки.

    После успешного завершения обучения учасники получат сертификат от Goethe-Institut, который дает право проводить мероприятия по повышению квалификации для учителей в различных форматах (очные тренинги, онлайн-курсы и в формате Blended Learning (дистанционное обучение в сочетании с очными семинарами) по поручению Goethe- Institut.

    Таблица: участие преподавателей кафедры в тренингах, семинарах, симпозиумах в Goethe-Institut

    Преподаватели

    кафедры

    Тренинги, семинары, симпозиумы в Goethe-Institut

    Количество часов

    Сертификаты

    Васильченко 

    Елена Германовна

    1.Multiplikatorenausbildung

    (2018-2020)

       

    Ausbildung für Multiplikator/innen-Seminar 2

    (22.10.2018-26.10.2018)

    40 Stunden

     

    2. DLL 7 – Prüfen Testen Evaluieren  (13.02.17-21.05.17, Webtutorat)

    80 Stunden

    Zertifikat

    3. DaF-Basiskompetenzen: Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung (24.11.14-31.01.15, Webtutorat)

    75 Stunden

    Zertifikat

    4. Hochschuldidaktik (6.10.14-7.10.14, Kiew)

    16 Stunden

    Zertifikat

    5. Computer und Internet im Deutschunterricht – aber wie?  (13.02.12-6.05.12, Blended-Learning-Kurs)

    48 Stunden

    Zertifikat

    6. Fortbildung für Aus- und Fortbilder/innen  im Erwachsenenbereich (27.06.2010-10.07.2010, Bonn, Deutschland)

    40 Stunden

    Zertifikat

    7. Grundlagen   der Seminardidaktik   und Moderation  (9.06.2009-11.06.2009, Kiew)

    18 Stunden

    Zertifikat

    8. Implementierung    des Gemeinsamen Europäischen Referenzrahmens  für Sprachen  (13.04.2009-17.04.2009, Odessa)

     

    Zertifikat

    Ягремцева Анастасия Олеговна

    1.Berufssprache Deutsch lehren am Beispiel der DaF Übungsfirma (19.12.2014 - 21.l2.2014, Kiew, Unterrichtseinheiten)

    24 Stunden

    Zertifikat

    2. Das neue «Zertifikat Deutsch B1» - Welche Anforderungen hat das neue Prüfungsformat? (23.04.2015, Kiew, Unterrichtseinheiten)

    2,5 Stunden

    Zertifikat

    3. Aktuelle Tendenzen in der Grundstufe auf der Basis von Hueber Lehrwerken von A1 bis B1 (17.09.2015, Kiew, Unterrichtseinheiten)

    2 Stunden

    Zertifikat

    4. «Menschen im Beruf» - eine lebendige und praxisnahe Lehrbuch Reihe (17.12.2015, Kiew, Unterrichtseinheiten)

    3 Stunden

    Zertifikat

     

Преподавание английского языка по специальности

Современные требования подготовки квалифицированного специалиста прежде всего требует от него быть активным участником всех глобализационных процессов, а именно быть плодотворным участником межкультурной коммуникации, иметь необходимые коммуникативные способности в сферах профессионального и ситуативного общения в устной и письменной формах, навыки практического владения иностранным языком в разных его видах языковой деятельности в объеме тематики, которая обусловлена профессиональными нуждами, также способным овладеть новейшей профессиональный информацией из иностранных источников. Всё это поднимает спрос на квалифицированных выпускников (специалистов), которые свободно владеют иностранным языком, а именно языком международного общения, и обуславливает необходимость изучения курса "Иностранный язык профессиональной направленности".

Сегодня стало абсолютно очевидно, что изучение иностранных языков студентами неязыковых специальностей на естественнонаучных факультетах, которое включает в себя не только чтение и перевод профессионально ориентированных текстов, а также изучение профессиональной лексики, грамматических и синтаксических конструкций, не способствует в достаточной мере формированию коммуникативных умений и навыков, развитию соответствующей социокультурной компетенции. Современные условия требуют от преподавателей иностранного языка профессионального направления переоценки своих приоритетов касательно того, чтобы придерживаться принятой модели преподавания и подачи учебного материала. Перед преподавателями остро встала проблема поиска и успешного внедрения новых подходов и методов организации и активизации всего учебного процесса.

Новые требования, предъявляемые к уровню знаний студентов высших учебных заведений, евроинтеграция всего образовательного процесса, ориентация выпускников на обязательную научно-исследовательскую работу, постоянно увеличивающееся количество информации требуют внедрения таких методов обучения, которые бы позволили за достаточно короткое время передать большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения студентами материалом изучения и эффективного закрепления этого материала на практике.

Цель занятий по иностранному языку профессиональной направленности в вузах – это развитие деятельности иноязычной компетентности как в повседневных, общих деловых, так и в профессиональных ситуациях, которые, наряду с обучением общению на иностранном языке, предусматривают осознание студентом связей между собственной и иностранной культурами, развитие и активизацию профессионального мышления, формирование навыков и умений автономного обучения, направленного на формирование у студента личной ответственности за результаты обучения, путем организации учебного процесса совместно с преподавателем.
Основной целью обучения иностранному языку профессиональной направленности является развитие у студентов профессионально-ориентированной межкультурной коммуникативной компетенции (навыки и умения, которые обеспечивают квалифицированную профессиональную деятельность в частной, общественной, профессиональной и образовательной сферах общения в многонациональном обществе на иностранном языке) как составляющей деятельной компетенции и профессиональной компетенции (умение профессионально, самостоятельно и ответственно решать стандартные задачи). К этим компетенциям относятся: профессиональные навыки и знания, опыт, понимание специфической профессиональной постановки вопроса и межпредметных взаимосвязей, а также умение целенаправленно и технически безукоризненно решать профессиональные задачи и проблемы.

Принципы. Принципы как методико-дидактическая основа определяются целями обучения иностранному языку, составляют основу подходов к планированию курса по иностранному языку, формирование его содержания и методов оценки результатов, достигнутых в процессе овладения языком.

С учетом особенностей учебного процесса в вузе к таким принципам относятся:

  • коммуникативно-деятельная направленность;
  • профессиональная направленность;
  • осознание межкультурных особенностей;
  • социальное поведение – сотрудничество и коммуникация;
  • автономное обучение.

Профессиональная направленность. Будущие специалисты должны обладать профессиональной компетенцией, поскольку профессиональные знания обусловливают соответствующую речевую и социальную деятельность, ведь речь профессии связана, с одной стороны, с общением, типичным для многих сфер профессиональной человеческой деятельности, а с другой стороны – со специфическим профессиональным общением. Профессионально ориентированный курс по иностранному языку готовит студента к прохождению профессиональной практики и будущей конкурентоспособной профессиональной деятельности.

Адрес

ул. Дворянская, 2,Одесса, 65082
Тел. приемной (38-048)723-52-54
Тел./факс (38-048)723-35-15
Email: rector@onu.edu.ua

Наши партнеры

title_5deca75d564812137487841575790429
title_5deca75d5687111786385181575790429
title_5deca75d56a092504942711575790429
title_5deca75d56b252381557891575790429
Top