Простомолотов Валерий Федорович

prostomolotov

Базовое образование: врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог.

Научная степень: доктор медицинских наук.

Должность: профессор кафедры клинической психологии с 01.09 2003 р.

У 1968 году закончил лечебный факультет Кишиневского государственного медицинского института (созданного на базе Первого Ленинградского госмединститута, переехавшего из эвакуации в 1944 г. в Кишинев) с присвоением квалификации врача. В период с 1967- 68 прошел субординатуру, а в 1968-69 – интернатуру по психиатрии с присвоением квалификации врача-психиатра. Проработал 35 лет (1968-2003 гг.) в качестве практического врача в системе народного здравоохранения в Молдавии/Кишиневе в качестве врача-психиатра, психоневролога, психотерапевта, заведующего городским центром психотерапии, а в последние пять лет работы в Кишиневе - еще и по совместительству консультантом центра психологической помощи семье. Всего за 35 лет оказана помощь 25 тысячам пациентов, из которых более 20 тысяч страдали от расстройств, относимых к пограничным. Из этого числа 12 тысяч получили в качестве основного лечебного средства интегративную полимодальную психотерапию. За эти годы в качестве соискателя на материале организованного им кабинета психотерапии при территориальной поликлинике, а затем и центра психотерапии, защитил в НИИ им В.М.Бехтерева в 1985 г. кандидатскую диссертацию на тему: «Нарушение дыхания при неврозах: особенности клинических проявлений, патогенеза и лечения», там же в 2002 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Соматоформные вегетативные дисфункции: клиника, патогенез, терапия». В обоих случаях научным руководителем и научным консультантом являлся проф. Карвасарский Б.Д. С 1985 г. являлся внештатным научным сотрудником отделения неврозов и психотерапии НИИ им. Бехтерева.
Работа на кафедре клинической психологии. С 01.09.2003 года по настоящее время работает профессором на кафедре клинической психологии вначале ИИПО, затем ИИСТ, затем на факультете психологии и социальной работы ОНУ им. И.И.Мечникова.

Прохождение усовершенствования. За это время работы трижды проходил усовершенствование: в 2006 г. на кафедре психиатрии, наркологии и медицинской психологии (зав. проф. Битенский В.С.) ОНМУ с подтверждением квалификации врача-психиатра высшей категории. В 2011 г. проходил усовершенствование по общей психологии в Киевском национальном лингвистическом университете на кафедре психологии и педагогики (зав. проф. Бондаренко А.Ф.). В 2016 г. проходил усовершенствование по медицинской психологии на кафедре (зав. проф. Аймедов К.А. ) ОНМУ.

Участие в научно-практических конференциях. За время работы в ОНУ, кроме ежегодных местных научно-практических – в т.ч. международных - конференций, семь раз участвовал на выезде в международных конгрессах/конференциях по психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, в которых выступал с пленарными докладами, а также на секционных заседаниях (Москва в 2005; Украина/Артек в 2008, 2009; Киев в 2012; Харьков в 2014, 2015; Молдова/Бельцы в 2017).
Участие в деятельности н/пр. журналов. Входит в состав редакционного совета ваковских журналов: харьковского научно-практического журнала «Психиатрия, неврология и медицинская психология», «Вестника АН Республики Молдова (отдел психиатрии и клинической психологии)», «Вісника психіатрії та психофармакотерапії», г. Одесса.

Основные научные труды. Является автором около 150 научных работ, в числе которых 10 монографий, руководств, учебных пособий, в числе которых: «Невротические расстройства внутренних органов: Монография» (совместно с Б.Д.Карвасарским), 1988. – 160 с.; «Комплексная психотерапия соматоформных расстройств: Монография», 2000. – 304 с.; «Малая, пограничная психиатрия: учебное пособие», 2005. – 242 с.; «Психосоматические расстройства: Руководство для психологов и врачей с предисловием проф. Б.Д.Карвасарского», 2007. – 296 с.; «Экспертизы с участием психологов: Учебное пособие», 2008. – 148 с.; «Очерки психологического расследования хищений: Монография», 2011. – 112 с.; «Размышления о психотерапии: Монография», 2013. – 352 с.; «Пограничная психиатрия: Учебное пособие», / 3-е изд. дополн., 2016. – 456 с.; «Личностно ориентированная психопрофилактика и психокоррекция беременных женщин при подготовке их к родам: Учебное пособие» (совместно с Е.В.Боднарь), 2017. – 72 с. В 1992 издал – к сожалению, еще не переизданную (не доходят руки) в расширенном и дополненном формате – книгу по вопросам психической гигиены и профилактики под названием «Гигиена и тайны души», Бендеры. – 12 п.л.; Подготовлены к изданию две монографии по вопросам акцентуации и патологии характера: первая посвящена нюансам клиники и диагностики при них, особенно в случаях смешанных вариантов; вторая посвящена стратегии и тактики психотерапии в контексте всех форм пограничных психических расстройств, включая расстройства эндогенного генеза.
За время работы профессором кафедры клинической психологии с 2003 года ежегодно занимался вопросами воспитания студентов, привития им любви к профессии психолога, технологии получения знаний, умения пользоваться литературой, умения слушать лекции и одновременно стенографировать нужное.

Изданные в 2017-2018 году: д. мед. н. проф. Простомолотов В.Ф.

  1. Уч.пособие (совм. с Боднарь Е.В.): Личностно ориентированная психопрофилактика и психокоррекция беременных женщин при подготовке их к родам. – Од., 2017. – 72 с.
  2. Глава в коллективной монографии «Психологическое благополучие личности и психосоциальный стресс»: Психотерапия с использованием Библии – путь к реабилитации личности. – СС.283-297.

Статьи:

  1. Эмоционально-неустойчивое расстройство личности по МКБ-10 в сравнительном сопоставлении с возбудимой и неустойчивой психопатиями прежних систематик: диагностика, терапия, профилактика // Журн. Психиатрия, неврология и медицинская психология. – Хар., 2016, т.3, № 2 (6), сс. 35-43.
  2.  Диссоциальное расстройство личности: проблемы теории и практики // Журн. Психиатрия, неврология и медицинская психология. – Хар., 2017, т.4, № 1 (7), сс. 33-39.
  3.  Истерическое расстройство личности: история, особенности клиники и психотерапии. – Там же, т.4, № 2 (8), сс.45-53.
  4. Тема ревности в художественной литературе и философских трудах. – Там же, т.4, № 2 (8), сс. 54-62. (Совм. с А.И.Простомолотовой)
  5. О принципиальных особенностях обучения студентов-психологов теоретическим знаниям и практическим навыкам в избранной профессии// в Сб. Роль высшего образования в социально-экономическом развитии Украины: всемирный и национальный опыт. – СС.143-145.
  6. Теория и практика при подготовке психологов в процессе обучения // .Там же
  7. Ревность как психологический и психопатологический феномен // Журн. Психиатрия, неврология и медицинская психология. – Хар. 2017, т.4., № 1, сс.50-57. (совм. с А.И.Простомолотовой)
  8. Истерия: особенности этиопатогенеза в контексте трудов И.П.Павлова и Э.Кречмера // Там же, сс. 34- 42.
  9. О шести основных факторах современной интегративной психотерапии и психокоррекции. // Международная научная конференция «Современная
    социальная среда между: представлением, интерпретацией и изменением»
    (15.12.2017), РМ, Бельцы. – СС. 17-22.
  10. К вопросу о механизмах эффекта психотерапии или о трансформации психического в физическое. // World Journal “Psychotherapy”, Montreal, Canada, 2018, № 2. – PP. 60-83.
  11. Психопатология повседневной жизни и терапия душой в произведениях Василия Шукшина. // World Journal “Psychotherapy”, Montreal, Canada, 2018, № 3. – PP. 50-110.

Предметы, которые преподавал и которые готов преподавать на основании своих теоретических знаний и практических навыков, изложенных в моих научных трудах и прошедшие подтверждение практикой.

  1. «Основы психиатрии» (добавление «и наркологии» считаю излишним, т.к. наркология является частью психиатрии, как и пограничные психические расстройства, поэтому не нуждается в выделении. Другое дело, что изложение психиатрии должно быть ориентировано именно на эти пограничные формы, в т.ч. зависимости от наркотиков, на что многократно указывали в своих трудах Ганнушкин и Леонгард.). Этот предмет в основном изложен в моем учебном пособии «Пограничная психиатрия» / 3-е изд. дополн., 2016, 456 с., а также в других работах.
  2. «Психосоматические расстройства» (ПСР) являются облигатным сопровождением любой эмоциональной и тем более невротической реакции, не говоря о более серьезных личностных нарушениях. Психолог любой специализации, в т.ч. работающий с детьми и подростками или престарелыми, должен быть квалифицированно подготовлен к этому предмету, иметь богатый опыт работы в этой области. Этот предмет изложен в моем руководстве с предисловием проф. Б.Д.Карвасарского «Психосоматические расстройства», 2007. – 296 с., а также в других работах. Необходимо учесть, что мои две диссертации были посвящены именно наиболее частым ПСР – соматоформным вегетативным дисфункциям, их дифференциальной диагностике и особенностям лечения и профилактики. Пациенты в 80% случаев получили максимально положительный эффект.
  3. «Сексология и сексопатология» является прямым названиям предмета. Попытка придать некую новизну предмету, маскируя его под «особенности гендерных отношений», ничего нового не привносит в изложение предмета. Если же имеются ссылки на то, что термина «секс» вообще надо избегать, на что указывают западные специалисты, и что является для нас законом, то это не значит, что читать предмет должен преподаватель, не имеющий опыта работы в клинической психологии, психотерапии и сексопатологии. Более того, преподавать предмет должен именно тот, кто знаком и с биологией, и с психологией гендерных отношений, и оказывал реальную помощь, в т.ч. посредством психотерапии, этой категории непростых – но и не редких - пациентов. Предмет изложен мной во многих работах, но более всего в «Пограничной психиатрии» в главах: 7-я – «Половые извращения», сс.210-222, а также 11.3 – «Половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием», сс.365-398. Кроме того, 12 глава книги – сс.398-432 – посвящена пограничным психическим расстройствам у женщин, где обстоятельно излагаются те самые особенности гендерных отношений, при этом автор ссылается на свой богатый научный и практический опыт в этой области медицины и психологии. В монографии «Размышление о психотерапии» в разделе «Опыт психотерапии сексуальных дисфункций» (сс.315-328) описана эффективная помощь. Наконец, в 2017 г. мы с аспиранткой Е.В.Боднарь издали учебное пособие, посвященное области клинической психологии - родовспоможению.
  4. «Основы психотерапии» является предметом, без знания и навыков которого психолог фактически лишен возможности чем-либо помочь пациенту/клиенту, ведь лекарств, подобно врачу, он выписать не может. Мой пятнадцатилетний опыт работы в стенах этого учебного учреждения в Одессе убедил меня в том, что искусственные попытки навязать студентам возврат к психоанализу, гештальт-терапии являются бесплодными. Возврат в позапрошлый и прошлый век характеризует только беспомощность этих попыток. Попытки искать «новизну» где-то на стороне также малопродуктивны. Полагаю, что монография «Размышление о психотерапии» (2013, 352 с.) дает прямой и честный ответ – психотерапия (ПТ), созданная классиками, нуждается в развитии и дополнении. В этом отношении рассмотрение мной психотерапии как процесса взаимодействия психолога и пациента с использованием шести ее основных факторов в рамках интегративного полимодального подхода является продуктивным, приносящем максимальный эффект в 80% случаев. При проведении ПТ психолог должен работать и приносить пациенту реальный положительный результат, а не заниматься словоблудием. ПТ начинается с достоверного клинического диагноза и установления продуктивного контакта с пациентом с последующим включением других ее факторов.
  5. «Экспертизы с участием психологов» - название моего учебного пособия, фактически повторяющего тему предмета, являются важным предметом в подготовке психолога. Если к этому учебному пособию присовокупить монографию «Очерки психологического расследования хищений », то ясно, что предмет в них изложен и научно, и практично, и автор в полной мере владеет материалом.
  6. «Клиническая психология» - предмет, который мне представляется одним из основных в преподавании на факультете психологии и социальной работы.

Адрес

ул. Дворянская, 2,Одесса, 65082
Тел. приемной (38-048)723-52-54
Тел./факс (38-048)723-35-15
Email: rector@onu.edu.ua

Наши партнеры

title_5d5d4f249118014129636831566396196
title_5d5d4f249129c6678426951566396196
title_5d5d4f24913b32172456231566396196
title_5d5d4f24914cc368948921566396196
Top