Аннотации курсов кафедры Древнего мира и средних веков

Аннотации к образовательному уровню «бакалавр»

История Древнего Востока
(Луговой О.М.)

Несколько тысячелетий истории Древнего Востока вмещают в себя ряд моделей формирования и развития государства, стратифицированного общества, традиции письменности. Первые шаги делают философия, историческая и естественные науки, искусство дипломатии, появляются религии со сложной мифологией и огромные корпусами текстов, а вслед за ними и первые монотеистические культы. Лекционный курс охватывает историю Древнего Египта, Анатолии, Израиля и других стран Ближнего Востока, Междуречья, Персии, Индии и Китая. Хронологические границы курса включают период от формирования соответствующих цивилизаций (преимущественно от четвертого-третьего тысячелетий до н.э.) до условного завершения древнего периода истории (IV-V вв. н.э.). Слушатели курса ознакомятся с развитием государственности в главных ареалах древневосточных цивилизаций, взаимовлияниями восточных культур, особенностями мировоззрения их населения. Студенты узнают о том, как археологические материалы и памятники письменности Древнего Востока вводились в научный оборот.

История Древней Греции и Рима
(Избаш-Гоцкан Т.А.)

В результате изучения дисциплины студент овладеет знаниями о хронологических, географических границах и периодизации истории Древней Греции и Рима; теоретическими основами стадиального и цивилизационного подходов в истории Древней Греции и Рима; знаниями об истории их исследования; взаимодействии природы и человека в эпоху античности; движении народонаселения; характерных чертах структуры античного общества; развитии сельского хозяйства, ремесел, появлении новых технологий; развитии транспорта, развитии международных отношений, причинах и последствиях военных конфликтов, развитии военного дела, права, законодательства Драконта, Солона, Клисфена, Законов ХII таблиц, понятиями «демократия», «олигархия», «античная форма землевладения», «гражданский коллектив», «полис», «магистрат», «колонат», «великое переселение народов»; знаниями о характерных чертах мировоззрения, обычаях, повседневной жизни, примерах достижений греческой и римской культуры, выдающихся личностях культуры, развитии образования, литературы и искусства.
В течении курса студент познакомится с понятиями: «античная цивилизация», «демократический строй», «ретры», «архонт», «агора», «агон», «консул», "народный трибун», «вето», «плебеи», «патриции». В курсе характеризуются источники для изучения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, сравниваются различные слои общества Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваются быт, жилище, одежда и обычаи человека античной цивилизации. Анализируется роль религий в жизни обществ Древней Греции и Древнего Рима. Изучаются основные направления колонизационного движения греков, греческие колонии на Сицилии, на юге Италии, в Северном Причерноморье, направления военных действий греко-персидских войн, Пелопонесской войны, Пунических войн. Детально описываются памятники культуры народов Древней Греции и Рима, значительнейшие из сражений, законодательные реформы и т.д. Дается характеристика выдающимся историческим личностям (Тесей, Солон, Фемистокл, Павсаний, Перикл, Ромул, Тиберий Гракх, Гай Гракх, Гай Юлий Цезарь, Гай Марий, Люкий Сулла, Марк Тулий Цицерон, Гней Помпей, Октавиан Август, Нерон). Сравнивается внутренняя и внешняя политика Древней Греции и Рима. Разбирается вопрос о значении появления научных знаний, вкладе античной культуры в мировое духовное наследие.

История средних веков
(Радзиховская Е.А., Немченко И.В.)

Западноевропейское средневековье – это более чем тысячелетний период, наиболее продолжительный в истории таких стран как Франция, Великобритания, Италия, Германия, Испания и других государств этого обширного и богатого культурным наследием региона. Курс истории средних веков, который преподается студентам второго года обучения, дает возможность ознакомиться с направлениями и особенностями развития стран Западной Европы V – середины ХVII в., узнать о путях их экономического и культурного развития, научиться работать с историческими источниками и научной литературой.
Изучения истории средних веков приближает нас к Европе и способствует таким образом осуществлению самых современных стремлений украинского общества.

Этнодемографическая история Европы
(Луговой О.М.)

Поскольку творцом исторического процесса является народ, особенно актуально изучение всех аспектов существования широчайших слоев населения Европы. Предметом данного курса лекций является формирование современного населения Европы, демографические и этнические процессы, которые имели место в течение средних веков и раннего нового времени. Мы рассмотрим, как проводятся историко-демографические исследования того периода, когда еще не существовало сплошных переписей населения, а метрические записи были единичными; как на движение населения влияют факторы экологии, а население простыми методами натурального хозяйства изменяет окружающий ландшафт; как сформировались современные европейские нации и чем отличается этническая идентичность средневековья от современности; как крестьянский мир средневековья превращался в урбанизированную современную Европу и как трансформировались в этих условиях демографические структуры.

История Византии
(Луговой О.М.)

Византийская империя представляет собой особое явление в истории Европы. Эта держава считала себя (и во многих отношениях действительно была) преемницей Римской империи. В средневековой Европе она была чуть ли не единственным образцом централизованного бюрократического государственного аппарата и удачного использования государством идеологических возможностей церкви. Таким образом, она предлагает пример, на который ориентировались абсолютистские монархии раннего нового времени. Византийская культуру стала с одной стороны мостом от античной к ренессансной традиции, а с другой – была главным средоточием ортодоксальной христианской традиции и одновременно полем жестоких баталий между разными течениями восточного христианства. Византийская военная организация создала ранние образцы рекрутского набора и наемной профессиональной армии. Ее восточная политика опередила крестовые походы на полторы сотни лет, но и сами крестовые походы проходили под значительным влиянием этой политики. Все эти и некоторые другие аспекты истории монархии ромеев представлены в курсе лекций, который охватывает развитие этого государства от окончательного оформления системы римского домината под знаком креста до превращения ромейского Константинополя в османский Истанбул под знаком полумесяца.

Западноевропейская политическая мысль ХVI – первой половины ХVII в.
(Немченко И.В.)

Интеллектуальная история сегодня является один из ведущих направлений исторической науки, а история политической мысли - одним из наиболее интересных ее "подразделов". В культуре Западной Европы эпохи средневековья - раннего нового времени существовала богатая и разнообразная в своих проявлениях традиция политической мысли, которая корнями уходила в античность. Великие культурные и социальные движения – ренессансный гуманизм, Реформация и Контрреформация – формировали ее особенности в ХVI – первой половине ХVII в. Усвоение основ западноевропейской политической мысли этой эпохи не только поспособствует повышению профессионального и культурного уровня студентов-историков, но и поможет им лучше ориентироваться в сложных проблемах современной политики.

История письма и картографирования в средневековой Европе
(Радзиховская Е.А.)

Спецкурс имеет целью дать представление об основных этапах эволюции латинского письма от его возникновения до раннего нового времени. Одновременно предлагается ознакомление студентов с самыми важными методами чтения старинных текстов. Для работы с античными и средневековыми памятниками необходимы специальные знания и навыки. Методы изучения этих памятников разработаны вспомогательными историческими дисциплинами – эпиграфикой и палеографией. Эпиграфика имеет дело с письмом на твердом материале – камне, металле и т.д. Письмо по мягкому материалу – рукописи – изучает палеография. Элементарное знакомство с этими дисциплинами предлагается в рамках спецкурса.
Вторым заданием спецкурса является привлечение студентов к изучению ранней истории картографии. Предлагается ознакомление с разными типами старинных карт, их происхождением, назначением, содержанием и эволюцией от эпохи средневековья до Нового времени.

Аннотации курсов образовательного уровня «магистр»

Актуальные проблемы древней и средневековой истории
(Немченко И.В., Избаш-Гоцкан Т.А.)

Историческая наука – это живой организм, который пребывает в постоянном развитии. Стало быть для студента магистратуры важно ориентироваться в наиболее современных направлениях и трендах в этой отрасли знаний. Данный курс предлагает рассмотрение ряда теоретических и историографических вопросов, связанных с античной историей и историей стран Западной Европы эпохи средневековья и раннего нового времени, но одновременно выходящих за этих границы. Курс пригодится и тем, кто специализируется на отечественной или новой истории.
Одна из главных тем курса – интеллектуальная история. Рассматриваются ее истоки и эволюция во второй половине ХХ - начале ХХI в. Классическая интеллектуальная история освещается на примере исследования А. Лавджоя и его концепции "великой цепи бытия", которая родилась в труда античных авторов, максимально распространилась в эпоху средневековья и надолго пережила эту эпоху. Еще одна тема курса – микроистория – направление, которое возникло в русле медиевистики и со временем распространилось намного шире. Проблемы альтернативной истории или «истории в сослагательном наклонении», также находят место среди тем курса.
Лекции дополнены практическими занятиями, на которых магистранты получают практический опыт обсуждения этих и других проблем, опираясь на данные источников и научной литературы.
Курс способствует распространению исторического мировоззрения молодого историка, росту качества его собственных исследований.

Образование и просвещение в средневековой Западной Европе
(Немченко И.В.)

Курс посвящен одному из важнейших аспектов средневековой культуры. Знание истории образования, в частности университетского, особенностей и форм его развития, важно для современного ученого и преподавателя, которых готовит факультет истории и философии.
Хронологически курс охватывает период V–XV в.; по содержанию он касается истоков, формирования и расцвета средневекового образования и связанного с ним просвещения и не касается проблем Ренессанса.
Великие просветители раннего средневековья – Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский и Беда Достопочтенный, которые заложили основы средневекового образования, характерные черты средневековой школы, Каролингское и Оттоновское возраждения, подъем образования в ХI в., наконец – возникновение и деятельность средневековых университетов – все это темы, предлагаемые магистрантам.
Лекции дополнены практическими занятиями, ориентированными преимущественно на изучение источников по истории средневекового образования и просвещения.

Конституционализм и пути формирования демократических государств
Европейские политические мыслители Європейські політичні мислителі від раннього модерного часу до XVІІІ ст. про представницькі форми держави
(Радзиховская Е.А.)

Хронологически границы курса охватывают период с ХV до ХVIII в. Курс посвящен выявлению истоков и установлению основных линий преемственности социально-экономических теорий европейских мыслителей с эпохи позднего средневековья до эпохи Просвещения. Начальный блок информации сконцентрирован вокруг учений Г. Гроция, Б. Спинозы, С. Пуфендорфа, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж.-В. Гравины. Объектом рассмотрения является представление в их трактатах таких категорий как «природное право», «общественный договор», «государство», «собственность», «сословное представительство», «суверенитет», «международное право», «веротерпимость» и т.д.
Следующий блок включает аналитическое рассмотрение текстов Ш.-Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, Ж.-А. Кондорсе. Выявляются черти преемственности между указанными выше категориями в трудах авторов ХVII и ХVIII вв. Изучаются новые подходы Ш.-Л. Монтескье к проблеме структуры государственной власти, теория общественного договора в освещении Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро, критика Ф.М. Вольтером общественных учреждений ХVIII в., учение про исторический прогресс Ж.-А. Кондорсе.
Лекционный материал дополнен практическими занятиями, во время которых выполняется анализ наиболее показательных текстов, которые содержат важные социально-политические категории.

Социальные и религиозные праздники античных полисов Древней Греции
(Избаш-Гоцкан Т.А. )

В истории Древней Греции религиозные обряды и ритуалы являются предшественниками общегреческих празднеств. Наиболее значимыми были Олимпийские игры, но кроме них существовали Пифийские игры в Дельфах в честь бога Аполлона, а также такие спортивные агоны как Истмийские игры в честь Посейдона и Немейские игры в храме Зевса.
Религиозные праздники Древней Греции имели не только сакральное, но и общественное содержание. Большие и Малые Дионисии, Панафинейские игры, Элевсинские мистерии собирали сторонников со всего греческого мира, включая Северное Причерноморье.
Цель курса состоит в усвоении студентами особенностей развития древнегреческого общества и его духовной культуры.
Задание осветить культурную и духовную жизнь древних греков; выделить ее характерные особенности; определить роль общественных и религиозных праздников в полисной жизни греков.
В результате изучения данного курса студент должен знать историю развития культуры древней Греции, в частности особенности религиозных и общественных праздников в античных полисах и уметь работать с античными источниками и современными научными трудами по теме, ориентироваться в особенностях религиозных верований и практик периода античности.

Историческая урбанистика
(Луговой О.М.)

Для понимания структуры современного общества, одним из важнейших аспектов которого является растущая в мировом масштабе урбанизация, очень важно знать, что такое город в истории Европы и других стран, как он появился, какие функции выполнял в различных исторических сообществах, как менялись признаки того, что классифицировалось как город в разные времена. Курс лекций имеет заданием сформировать целостное представление о городе, как пространственной, социальной и культурной структуре, о проблемах городского самоуправления, которое в итоге создало образец для функционирования демократических учреждений на государственном уровне. Много внимания уделяется истории социальной категории горожан, ее места в разных исторических сообществах, внутренней социальной структуре горожан и структуре городского населения в пространстве. В результате изучения дисциплины студент ознакомится с факторами, которые обусловили формирование города, особенностями организации городского пространства, векторами влияния города на общество, государственный строй, экономику, общими и особыми чертами в развитии процессов урбанизации различных исторических периодов, современными теоретическими подходами в историко-урбанистических исследованиях.

Адрес

ул. Дворянская, 2,Одесса, 65082
Тел. приемной (38-048)723-52-54
Тел./факс (38-048)723-35-15
Email: rector@onu.edu.ua

Наши партнеры

title_5bf2ddf1c81d519941086581542643185
title_5bf2ddf1c82ef9635023861542643185
title_5bf2ddf1c84047062232801542643185
title_5bf2ddf1c851c16262649091542643185
Top