Аннотации курсов кафедры всемирной истории

Дисциплины профессиональной подготовки:

История Древнего Востока
(Луговой О.М.)

Несколько тысячелетий истории Древнего Востока вмещают в себя ряд моделей формирования и развития государства, стратифицированного общества, традиции письменности. Первые шаги делают философия, историческая и естественные науки, искусство дипломатии, появляются религии со сложной мифологией и огромные корпусами текстов, а вслед за ними и первые монотеистические культы. Лекционный курс охватывает историю Древнего Египта, Анатолии, Израиля и других стран Ближнего Востока, Междуречья, Персии, Индии и Китая. Хронологические границы курса включают период от формирования соответствующих цивилизаций (преимущественно от четвертого-третьего тысячелетий до н.э.) до условного завершения древнего периода истории (IV-V вв. н.э.). Слушатели курса ознакомятся с развитием государственности в главных ареалах древневосточных цивилизаций, взаимовлияниями восточных культур, особенностями мировоззрения их населения. Студенты узнают о том, как археологические материалы и памятники письменности Древнего Востока вводились в научный оборот.

История Древней Греции и Рима
(Избаш-Гоцкан Т.А.)

В результате изучения дисциплины студент овладеет знаниями о хронологических, географических границах и периодизации истории Древней Греции и Рима; теоретическими основами стадиального и цивилизационного подходов в истории Древней Греции и Рима; знаниями об истории их исследования; взаимодействии природы и человека в эпоху античности; движении народонаселения; характерных чертах структуры античного общества; развитии сельского хозяйства, ремесел, появлении новых технологий; развитии транспорта, развитии международных отношений, причинах и последствиях военных конфликтов, развитии военного дела, права, законодательства Драконта, Солона, Клисфена, Законов ХII таблиц, понятиями «демократия», «олигархия», «античная форма землевладения», «гражданский коллектив», «полис», «магистрат», «колонат», «великое переселение народов»; знаниями о характерных чертах мировоззрения, обычаях, повседневной жизни, примерах достижений греческой и римской культуры, выдающихся личностях культуры, развитии образования, литературы и искусства.
В течении курса студент познакомится с понятиями: «античная цивилизация», «демократический строй», «ретры», «архонт», «агора», «агон», «консул», "народный трибун», «вето», «плебеи», «патриции». В курсе характеризуются источники для изучения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, сравниваются различные слои общества Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваются быт, жилище, одежда и обычаи человека античной цивилизации. Анализируется роль религий в жизни обществ Древней Греции и Древнего Рима. Изучаются основные направления колонизационного движения греков, греческие колонии на Сицилии, на юге Италии, в Северном Причерноморье, направления военных действий греко-персидских войн, Пелопонесской войны, Пунических войн. Детально описываются памятники культуры народов Древней Греции и Рима, значительнейшие из сражений, законодательные реформы и т.д. Дается характеристика выдающимся историческим личностям (Тесей, Солон, Фемистокл, Павсаний, Перикл, Ромул, Тиберий Гракх, Гай Гракх, Гай Юлий Цезарь, Гай Марий, Люкий Сулла, Марк Тулий Цицерон, Гней Помпей, Октавиан Август, Нерон). Сравнивается внутренняя и внешняя политика Древней Греции и Рима. Разбирается вопрос о значении появления научных знаний, вкладе античной культуры в мировое духовное наследие.

История средних веков
(доц. Радзиховская Е.А.)

В первом семестре 2-го года обучения изучается раздел всеобщей истории, называемый «историей средних веков», или эпохой становления и развития феодализма. Он охватывает период с V до XV в. В курсе рассматриваются важнейшие процессы в жизни средневекового общества, развитие отдельных регионов и стран Западной Европы и Византии, а также затрагиваются теоретико-методологические и историографические проблемы феодального общества в целом. Этот период ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни, значительным прогрессом в области материальной и духовной культуры по сравнению с предшествовавшими историческими эпохами. В сокровищницу мировой культуры по праву вошли выдающиеся произведения писателей, поэтов и мастеров средневековья, памятники народного искусства. К концу этой эпохи относится начало переворота в естествознании, расцвет гуманитарной мысли, появление шедевров Ренессанса.

История позднего средневековья
(доц. Немченко И.В.)

В истории стран Западной Европы эпоха позднего средневековья или раннего нового времени, занимает XVI - первую половину XVII в. Это время, когда сохранялись традиционные, унаследованные от прошлого формы жизни. Впрочем, одновременно общество сотрясали кардинальные изменения, которые охватывали сферу экономики, государственного управления, социальную иерархию и мировоззрение людей. Великие географические открытия, ренессансный гуманизм и Реформация, абсолютизм и масштабные военно-политические конфликты – все это постепенно меняло лицо Европы.
Курс истории позднего средневековья, преподается студентам второго курса факультета истории и философии, дает возможность познакомиться с направлениями и особенностями развития стран Западной Европы XVI – середины XVII в. Узнать о путях их экономического, политического и культурного развития, научиться работать с историческими источниками и научной литературой. Курс хорошо обеспечен учебно-методической литературой.
Изучение истории позднего средневековья таких стран, как Франция, Великобритания, Италия, Германия, Испания, Нидерланды и др приближает нас к Европе и таким образом способствует осуществлению самых современных стремлений украинского общества.

История стран Западной Европы и Северной Америки в новое время
(доц. Ковальский С.В., доц. Ковальская М.С.)

«История стран Западной Европы и Северной Америки в новое время» - это базовый курс, который изучается студентами всех специальностей на III курсе. Дисциплина преподается в двух семестрах. Первая часть новой истории рассчитана на 3 кредита (26 лекционных часов) и охватывает период с 1640 г. (начало английской революции) до 1871 г. (завершение франко-прусской войны). Курс посвящен изучению формирования базовых основ западноевропейской и атлантической цивилизации (географически это: Великобритания, Франция, Германия и США). В учебной дисциплине внимание уделено в первую очередь развитию общественных отношений, экономическому подъему западных стран и их правовому становлению. На историческом материале новой истории указанного периода изучаются механизмы и модели революций, процессы формирования конституционных систем и принципов гражданского общества.
Второй период новой истории предполагает 3 кредита (20 лекционных часов). Курс рассматривает европейскую и американскую историю от 1871 г. до конца Первой мировой войны в 1918 г. Дисциплина охватывает основные сюжеты формирования внутриполитических, правовых и социальных аспектов современного «западного общества». Особое внимание уделяется изучению модной в современной европейской науке проблеме взаимосвязи «имперская политика – гражданское общество». Курс сопровождается рассмотрением разнообразных теоретических вопросов и методологических подходов, позволяет объективно понимать европейскую и американскую современность в исторической ретроспективе.

История стран Западной Европы и Северной Америки в новейшее время
(доц. Ковальский С.В.)

Общий курс «История стран Западной Европы и Северной Америки в новейшее время» является базовым и завершающим предметом в подготовке историка-профессионала. Актуальность курса заключается в том, что студент изучает историю недавнего прошлого и современности фактически ведущих стран мира – США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и других. Историю богатую на события в политической, экономической, военной, социальной, культурной области. Здесь и Вторая мировая война во всей ее масштабности, здесь и известные диктатуры Гитлера, Б. Муссолини, Ф. Франко, здесь и масштабные реформы в США времен «нового курса» Ф.Д. Рузвельта, и антифашистская борьба Народных фронтов Франции и Испании.
Особое внимание и интерес курса связаны с событиями после 1945 г. Это и «холодная война», и консерватизм М. Тэтчер и Рейгана, здесь и существование и объединение двух немецких государств и история ЕС и НАТО. Трудно представить себе профессионала, который не разбирался бы в современных экономических и политических тенденциях классического Запада, к интеграции со странами и союзами которого стремится Украина. На это направлен общий курс «Новейшая история стран Западной Европы и Северной Америки», хронологически охватывающий период от окончания первой мировой войны до «последней газеты».

История стран Центральной и Восточной Европы
(доц. Шкляев И.М.)

Общий курс рассматривает историю стран Центральной и Восточной Европы в Средние века и в Новое время. Формирование феодально-монархических государств: Болгарии, Сербии, Польши, Венгрии, Чехии, восточнославянских княжеств. В указанных хронологических рамках анализируются закономерности и особенности социально-экономического, политического, социокультурного развития, а также внешней политики.
Татаро-монгольское нашествие и экспансия Османской империи привели к изменениям государственных границ, потери государственности у некоторых народов Центральной и Восточной Европы. Рассматривается становление Русского централизованного государства и развитие Российской, Австрийской, европейской части Османской империи.
Общий курс анализирует важные культурные, экономические и общественно-политические события стран Центральной и Восточной Европы в XIX - начале ХХ в.

История стран Центральной и Восточной Европы в новейшее время
(проф. Демин О.Б., проф. Барвинская П.И.)

В новейшее время на территории Центральной и Восточной Европы происходили наиболее динамичные процессы: распад империй, создание новых государств, эксперименты по построению социализма, постсоциалистическая трансформация. При изучении курса студенты познакомятся с общественно-политическими, экономическими, социальными и культурологическими аспектами развития стран этих регионов. Один из модулей предусматривает изучение истории Советского Союза - тоталитарного государства, которое после Второй мировой войны долгое время определяло политическую повестку дня биполярного мира.

История стран Азии и Африки.
(доц. Черных И.Д.)

Данный курс позволит вам понять все многообразие современного мира, ведь более двух третей населения нашей планеты – это жители афро-азиатского региона. Вы узнаете о событиях, определивших существенные изменения в жизни народов, которые вы изучали в курсе «Истории Древнего Востока». Ознакомитесь с основами исторического развития афро-азиатских обществ в период средневековья, нового и новейшего времени. Вы узнаете как повлияли древнейшие мировые цивилизации Индии и Китая на соседние государства и народы, как изменился облик мира в результате возникновения и распространения ислама.
Вы рассмотрите сущность и формы колониальной политики европейских государств и ее последствия для стран афро-азиатского региона, причины кризиса таких мощных империй, как Османская и Китайская. Изучим роль и место стран Азии и Африки в процессе становления современной миросистемы. Содержание курса не только позволит вам ориентироваться в источниках и литературе по истории стран Азии и Африки, но и найти ответы на многие вопросы современной реальности.

Історія міжнародних відносин
(проф. Дьомін О.Б.)

Изучение истории международных отношений дает возможность выявить определенные закономерности функционирования общества и политической системы государств. Для молодых специалистов, которые будут строить Украину в XXI в. знания по истории международных отношений позволят лучше увидеть перспективы нашей страны в мировой общности.
Международные отношения, обеспечивая внешнеполитические интересы того или иного государства, имеют чрезвычайно большое значение в развитии общества. Без их знания невозможно правильное функционирование государства, а учитывая то, что за тысячелетия существования человеческой цивилизации были выработаны достаточно устойчивые механизмы воплощения в жизнь внешней политики, ее основные принципы, усвоение их дает чрезвычайно эффективный механизм управляння. Реализация принципов международных отношений проходит через человеческую деятельность, раскрывается путем изучения деятельности политиков и дипломатов.

Методика преподавания истории
(доц. Ковальская М.С.)

Предмет под названием «Методика преподавания истории» читается на третьем курсе обучения бакалавров и рассчитан на дальнейшее углубление знаний и умений студентов в практическом направлении как будущих школьных учителей, преподавателей истории в средней и старшей школе. Предлагается целостная система преподавания истории Украины и всемирной истории, ориентированная на демократические и либеральные ценности современного мира, с приоритетом национальной школы. Студенты узнают о традиционных и новаторских методах и методиках создания благоприятной и эффективной рабочей атмосферы на уроках, достижения успешности в изучении истории, гуманизме и пользе педагогической профессии.

Основы генеалогии и геральдики
(преп. Чепиженко В.В.)

«Основы генеалогии и геральдики» - курс по выбору ВУЗ, который преподается на третьем году первого (бакалаврского) уровня высшего исторического образования. Объем курса 2 кредита: 20 лекционных часов и 10 часов практических занятий. Курс направлен на ознакомление студентов с элементами теории, методики и практики генеалогических и геральдических исследований, с участием генеалогии и геральдики в политической, социальной и культурной жизни средневековой Европы; а также на формирование у студентов представлений о терминах родства, основах социального этикета, системы титулов, и навыков практической работы с генеалогическими и геральдическими источниками, решение генеалогических (в частности генетических) и геральдических задач. Во время работы над курсом студенты выполняют ряд индивидуальных научно-исследовательских заданий: создают генеалогическое дерево с поколенной росписью для одного из известных средневековых западноевропейских или украинских родов и для своего собственного рода, заполняют генеалогическое досье и карточку на одного из членов избранного рода, создают генеалогию родового герба и опираясь на законы и правила геральдики разрабатывают собственный герб, а также проводят историческую реконструкцию одного из «ритуалов» социального этикета. Результат работы над курсом - зачет.

Источниковеденье
(проф. Гребцова И.С.)

Как стать историком? Вероятно, старательно изучая труды известных специалистов. Это так, но только отчасти. Для того, чтобы быть настоящим исследователем, надо уметь самому работать с историческими источниками. Научиться этому помогает курс «Источниковедение», который является одним из фундаментальных курсов, преподающихся для студентов-историков высших учебных заведений Украины. Историческое источниковедение – это специальная отрасль научных исторических знаний, которая изучает происхождение исторических источников; теорию и методику их использования в исторических исследованиях; состав, структуру и функционирование источниковой базы исторической науки.
Курс имеет целью ознакомление студентов с теоретическими проблемами источниковедения, принципами и методами научного анализа исторических источников и использованием источников информации в исторических исследованиях.

Нумизматика
(доц. Избаш-Гоцкан Т.А.)

В результате изучения дисциплины студент овладеет знаниями особенностей истории и развития монетной чеканки и денежного оборота. Студент должен определить основные черты становления монетного дела античного мира; осветить характерные особенности денежного обращения средневековья и нового времени. В ходе освоения курса студент ознакомится с понятиями: "аверс", "реверс", "монетная стопа", "лигатура", "кизикины", "монетная легенда", "брактеаты", "новоделы" и др. В курсе характеризуются источники изучения монетного дела от античности до нового времени. Изучаются техника и инструменты монетариев. Детально описываются памятники нумизматики Древней Греции и Рима, средневековья и нового времени.

Историческая хронология
(проф. Демин О.Б.)

Календарные системы народов мира нового и новейшего времени были результатом нескольких тысячелетий развития человеческих представлений об измерении времени. С тех пор человечество создало сотни и тысячи разнообразных способов подсчета времени. На нынешнее время существуют три мировых календарных системы: европейская христианская, арабская исламская и восточноазиатская. Кроме того, наряду с этими планетарного масштаба системами, действуют календари, которые распространяются на отдельные страны, народы или регионы. Таким образом, существует определенная необходимость согласования календарных дат, в первую очередь, между мировыми календарями. Изучение методов взаимоотношений разных календарных систем, включая и современные календари, является одним из инструментов труда историка. ХХІ века демонстрирует не только распространение европейской календарной системы, но и активное ее отторжение, невосприятие ее как составной части западной цивилизации. Поэтому оптимистичные прогнозы, которые существовали еще несколько десятилетий тому относительно возможности принятия единственного для всего человечества календаря, выглядят в наше время неуместными. В результате, историческая хронология остается наукой, которая изучает не только исторически бытовавшие календари, но и занимается календарной современностью.

Историческое краеведенье
(доц. Шкляев И.Н.)

Историческое краеведение – это знание о крае, локальная история, которая изучает историю, природу, экономику, быт народов на данной территории. Объектом исторического краеведения являются достопримечательности истории и культуры, которые связаны с историческими событиями в жизни региона, развития общества и государства, материальное и духовное творчество, которое представляет собой историческую, научную, художественную и культурную ценность. Важным заданием исторического краеведения является выявление и охрана достопримечательностей истории и культуры нашего региона.

Историография
(доц. Ковальская М.С.)

В течение многих веков историческая наука накапливала знание и распространяла свое влияние и значимость в человеческой жизни. Лекционный курс по историографии, которая читается бакалаврам, – это специальное изучение теоретико-методологических проблем истории исторической науки: студенты исследуют эволюцию структуры исторической науки, статус историографии в системе дисциплин исторического профиля и в системе историко-научного знания; изучают систематизацию историографических знаний, раскрытия общих тенденцій мирового историографического процесса, познания универсальности и специфики формирования и развития национальных историографий. Благодаря этому фундаментальному курсу у слушателей происходит формирование плюралистичного взгляда на мировую историографию и системы знаний, которая обеспечивает успешное усвоение студентами теоретических прикладных проблем истории исторической науки; студенты должны осмыслить главные тенденции возникновения исторических знаний и представлений в человеческом обществе, структуру и условия развития исторической науки, закономерности появления новацій, а также сущность борьбы парадигм; становление национальных научных школ, традиции западной и восточной науки.

Музееведенье
(проф. Гребцова И.С.)

Историк может реализовать свои знания в целом комплексе интересных профессий. Одна из них – музейное дело. Для подготовки научных сотрудников музеев исторического профиля на факультете истории и философии изучается дисциплина «Музееведение». Музееведение (музеология) представляет собой комплексную систему знаний, которая изучает теорию, историю и практику музейного дела, его правовые и экономические основы, закономерности возникновения и развития музеев, их социальные функции, формы и средства реализации этих функций на различных этапах общественного развития.
Курс «Музееведение» имеет целью ознакомить будущих специалистов-историков с основными этапами развития и содержанием музейного дела, раскрыть сущность и специфику существующих сегодня музейных комплексов как основы музейного просвещения и разновидности исторического образования.

Студентам первого (бакалаврского) уровня высшего образования преподаются специальные курсы по выбору студентов в рамках образовательной программы «Европейские штудии»:

Основы науковых исследований
(доц. Ковальская М.С., преп. Чепиженко В.В.)

Предусматривается 20 лекционных часов (то есть всего студенты посещают 10 лекций) на ІІ курсе, ІІІ семестр учебы бакалавров. Этот специальный курс является одним из важных курсов пропедевтического характера – он содержит подготовительный, систематически изложенный материал в сжатой и достаточно простой форме, которая предшествует более глубокому изучению на старших курсах разнообразных проблем истории, теории и методологии исторической науки. Данный курс в первую очередь готовит студентов для более глубокого усвоения блока проблем, который представляет предмет таких дисциплин, как «Источниковедение» (ІІІ курс), «История исторической науки» (IV курс), «Теория и методология истории» (I курс магистратуры). Курс имеет связи с историей философии, логикой, психологией. Слушая лекции, студент-историк может получить представление о самой исторической науке, которая сформировалась как автономная система специального знания в общем контексте развития научного познания в целом; усвоить основные приемы и нормы исследовательской работы; овладеть базовыми принципами логики научного исследования; усвоить требования к исследовательским работам молодых ученых.

Этнодемографическая история Европы
(Луговой О.М.)

Поскольку творцом исторического процесса является народ, особенно актуально изучение всех аспектов существования широчайших слоев населения Европы. Предметом данного курса лекций является формирование современного населения Европы, демографические и этнические процессы, которые имели место в течение средних веков и раннего нового времени. Мы рассмотрим, как проводятся историко-демографические исследования того периода, когда еще не существовало сплошных переписей населения, а метрические записи были единичными; как на движение населения влияют факторы экологии, а население простыми методами натурального хозяйства изменяет окружающий ландшафт; как сформировались современные европейские нации и чем отличается этническая идентичность средневековья от современности; как крестьянский мир средневековья превращался в урбанизированную современную Европу и как трансформировались в этих условиях демографические структуры.

История Византии
(Луговой О.М.)

Византийская империя представляет собой особое явление в истории Европы. Эта держава считала себя (и во многих отношениях действительно была) преемницей Римской империи. В средневековой Европе она была чуть ли не единственным образцом централизованного бюрократического государственного аппарата и удачного использования государством идеологических возможностей церкви. Таким образом, она предлагает пример, на который ориентировались абсолютистские монархии раннего нового времени. Византийская культуру стала с одной стороны мостом от античной к ренессансной традиции, а с другой – была главным средоточием ортодоксальной христианской традиции и одновременно полем жестоких баталий между разными течениями восточного христианства. Византийская военная организация создала ранние образцы рекрутского набора и наемной профессиональной армии. Ее восточная политика опередила крестовые походы на полторы сотни лет, но и сами крестовые походы проходили под значительным влиянием этой политики. Все эти и некоторые другие аспекты истории монархии ромеев представлены в курсе лекций, который охватывает развитие этого государства от окончательного оформления системы римского домината под знаком креста до превращения ромейского Константинополя в османский Истанбул под знаком полумесяца.

История письма и картографирования в средневековой Европе
(Радзиховская Е.А.)

Спецкурс имеет целью дать представление об основных этапах эволюции латинского письма от его возникновения до раннего нового времени. Одновременно предлагается ознакомление студентов с самыми важными методами чтения старинных текстов. Для работы с античными и средневековыми памятниками необходимы специальные знания и навыки. Методы изучения этих памятников разработаны вспомогательными историческими дисциплинами – эпиграфикой и палеографией. Эпиграфика имеет дело с письмом на твердом материале – камне, металле и т.д. Письмо по мягкому материалу – рукописи – изучает палеография. Элементарное знакомство с этими дисциплинами предлагается в рамках спецкурса.
Вторым заданием спецкурса является привлечение студентов к изучению ранней истории картографии. Предлагается ознакомление с разными типами старинных карт, их происхождением, назначением, содержанием и эволюцией от эпохи средневековья до Нового времени.

Внешняя политика Англии и становление европейской системы государств (середина XVI – начало XVIІ в.)
(проф. Демин О.Б.)

Международные отношения современной эпохи характеризуются распадом старых геополитических систем и постепенным переходом к новым международным реалиям. Исходя из современного видения вопросов международных отношений кризисных эпох, значительный интерес представляют такие периоды в истории, которые отмечены аналогичными явлениями. И как раз вторая половина XVI - нач. XVII в. предлагает наглядный пример такого хода событий и изменений в обществе. Обращение к тем временам позволяет изучить пути выхода из социального кризиса, которые прошли Англия, Голландия, Франция, а также сделать некоторые практические выводы. Это тем более актуально, что Украина оказалась в похожем положении. Наиболее интересна с этой точки зрения ситуация в Англии раннего нового времени. Английское королевство в середине XVI в. считалось одной из второстепенных стран Европы, шедшей в русле имперской политики испанских Габсбургов. Приход к власти королевы Елизаветы Тюдор, проведенные ею реформы в конфессиональной сфере, в экономике, политике привели к разрыву с католической Европой. Это поставило перед английским правительством и обществом проблему поиска выхода из сложного экономического и политического положения. В конечном итоге Англия сумела преодолеть трудности модернизации и более того, в конце XVI в. превратилась в государство первого ранга. И здесь большое значение имели факторы внешнеполитического и внешнеэкономического характера. Лондон превратился в значительный портовый, торговый и финансовый центр Атлантического побережья Европы и всей Европы. Но эта метаморфоза была обусловлена ​​не в меньшей степени международными обстоятельствами той сложной эпохи грани XVI и XVII вв., когда колебалась старая система династических государств, а на ее месте формировалась система национальных государств.

История культуры модерной Европы
(проф. Гребцова И.С.)

Будучи частью европейского культурного пространства, наследником сокровищ европейской культуры, каждый украинский студент, тем более – студент-историк, должен знать историю европейской культуры, источники ее формирования, закономерности развития и особенности функционирования культуры в отдельных странах Европы.
Целью изучения дисциплины "История культуры Европы современной эпохи" является знакомство студентов-историков с формированием основ культуры нового времени, историческими условия развития культуры в европейском культурном регионе, главными достижениями европейских стран в области духовной и материальной культуры, именами выдающихся представителей науки, образования, литературы и искусства, местом и ролью культуры Европы в рамках мировой культуры XVII-XIX вв.

Викторианская Англия: общество и империя
(доц. Ковальская М.С.)

Специальный курс рассчитан на 4 кредита (40 лекционных часов) и преподается на 3 курсе в рамках образовательной программы «Европейские студии». Студенты получают углубленные знания по английской истории Викторианской эпохи (1838-1901). Внимание обращено на проблемы теоретического характера: что такое гражданское общество, империя и имперская политика и тому подобное. Во время освоения курса формируется представление о механизмах создания общественного мнения и политической идеологии на визуальных источниках, материалах прессы и на фактах социальной и политической истории Викторианской Англии. В рамках самостоятельной работы студенты имеют возможность ознакомиться с современной историографией, посвященной «imperial studies», «history of the public relations» и другим перспективным направлениям.

Западноевропейская политическая мысль ХVI – первой половины ХVII в.
(Немченко И.В.)

Интеллектуальная история сегодня является один из ведущих направлений исторической науки, а история политической мысли - одним из наиболее интересных ее "подразделов". В культуре Западной Европы эпохи средневековья - раннего нового времени существовала богатая и разнообразная в своих проявлениях традиция политической мысли, которая корнями уходила в античность. Великие культурные и социальные движения – ренессансный гуманизм, Реформация и Контрреформация – формировали ее особенности в ХVI – первой половине ХVII в. Усвоение основ западноевропейской политической мысли этой эпохи не только поспособствует повышению профессионального и культурного уровня студентов-историков, но и поможет им лучше ориентироваться в сложных проблемах современной политики.

Гражданская война на постимперском российском пространстве: региональный аспект
(доц. Шкляев И.М.)

Специальный курс рассматривает историю революции и гражданской войны на территории бывшей Российской империи. Особое внимание уделяется началу политического противостояния, борьбе за политическую власть различных кругов, которая привела к гражданской войне на постимперском пространстве.
Спецкурс раскрывает события и явления революции и гражданской войны как составной части общеисторического и культурного процесса, анализирует важные культурные, экономические и общественно-политические события региональной истории периода 1917-1922 гг., определяет факторы, которые влияли на революцию и гражданскую войну.

История политических идеологий ХІХ – начала ХХІ в.
(доц. Ковальский С.В.)

Специальный курс рассчитан на студентов 3 курса специальности 032 «История и археология» и является составной частью образовательной программы «Европейские студии». Главная задача дисциплины систематизировать и углубить знания, полученные студентами при изучении истории стран Европы, Америки и Востока в новое и новейшее время, а также спецкурсов, посвященных общественно-политической мысли и политическим системам с древних времен до современности. Изучение истории политических идеологий предоставляет студентам-историкам междисциплинарный инструментарий, учит применять не только историческую терминологию и методы исследования, но и достояние смежных наук, таких как политология и социология. Полученные знания и навыки имеют большое практическое значение: сравнение, анализ и диагностика внутриполитических и международных процессов стран мира в историческом измерении и на современном этапе.

Миротворческие операции ООН в системе международных отношений второй половины ХХ – начала ХХІ в.
(доц. Ковальский С.В.)

Специальный курс преподается студентам 4 курса факультета истории и философии специализации «Европейские студии». Учебный курс имеет целью углубить знания студентов по истории международных отношений и новейшей истории зарубежных стран, детализировав два взаимосвязанных и в то же время, противоположных аспекта: военные конфликты и миротворческие операции. Международные политические и военные процессы «холодной войны» и современности рассматриваются в междисциплинарном измерении, привлекая такие науки как конфликтология, политология и психология. Значительное внимание уделяется роли и функциям ООН в миротворческом процессе и ликвидации последствий вооруженных конфликтов. Во время освоения спецкурса студенты будут изучать особенности и уникальности каждой отдельной миротворческой операции с момента образования первой миротворческой миссии в 1948 до сегодняшнего дня.

Модернизация в мире: европейский и азиатский варианты
(доц. Черных И.Д.)

Предметом спецкурса является история процесса модернизации в период Нового и новейшего времени и его вариативности. Материал курса позволит изучить теоретико-методологические основы научного анализа процесса модернизации в мире, историографический задел по проблематике курса и фактический материал по истории вариативных путей модернизации.

Исторические портреты политических и государственных деятелей зарубежных стран ХХ в. (Канцлеры Федеративной Республики Германии)
(проф. Барвинская П.И.)

Сегодня Федеративная Республика Германия является одной из ведущих стран мира с мощной экономикой, высоким уровнем жизни населения, эффективной системой социальной защиты, а также самодостаточным и влиятельным игроком на международной арене. Как удалось достичь этого стране, после сокрушительного поражения во Второй мировой войне? Поскольку Основной закон ФРГ наделяет федерального канцлера правом формировать правительство и определять государственный политический курс, то этот путь успеха в значительной степени обусловлен деятельностью тех немецких политиков, которые занимали эту должность. На лекциях студенты ознакомятся с жизнью канцлеров ФРГ, принципами их внутренней и внешней политики в контексте исторической эпохи и с учетом новейших исследований проблемы.

Магистрам преподаются курсы:

Актуальные проблемы древней и средневековой истории
(Немченко И.В., Избаш-Гоцкан Т.А.)

Историческая наука – это живой организм, который пребывает в постоянном развитии. Стало быть для студента магистратуры важно ориентироваться в наиболее современных направлениях и трендах в этой отрасли знаний. Данный курс предлагает рассмотрение ряда теоретических и историографических вопросов, связанных с античной историей и историей стран Западной Европы эпохи средневековья и раннего нового времени, но одновременно выходящих за этих границы. Курс пригодится и тем, кто специализируется на отечественной или новой истории.
Одна из главных тем курса – интеллектуальная история. Рассматриваются ее истоки и эволюция во второй половине ХХ - начале ХХI в. Классическая интеллектуальная история освещается на примере исследования А. Лавджоя и его концепции "великой цепи бытия", которая родилась в труда античных авторов, максимально распространилась в эпоху средневековья и надолго пережила эту эпоху. Еще одна тема курса – микроистория – направление, которое возникло в русле медиевистики и со временем распространилось намного шире. Проблемы альтернативной истории или «истории в сослагательном наклонении», также находят место среди тем курса.
Лекции дополнены практическими занятиями, на которых магистранты получают практический опыт обсуждения этих и других проблем, опираясь на данные источников и научной литературы.
Курс способствует распространению исторического мировоззрения молодого историка, росту качества его собственных исследований.

Актуальные вопросы исторической науки. Новая культурная история.
(проф. Барвинская П.И.)

Курс имеет целью ознакомить будущих историков с особенностями относительно нового направления исследований, которое на рубеже 20-21 вв. занимало доминирующие позиции в зарубежной историографии. Частично это направление разрабатывается в исторических исследованиях на постсоветском пространстве, где оно имеет хорошие перспективы. При изучении курса студенты узнают об этапах развития культурной истории, процессе становления новой культурной истории, ее теоретических основах и особенностях исследований истории телесности, эмоций, насилия, представлений, репрезентаций, памяти, чтения и других практик.

Методика преподавания истории и педагогика в высшей школе
(проф. Гребцова И.С.)

Дисциплина «Методика преподавания истории и педагогика в высшей школе» преподается для магистров первого года обучения, готовых связать свою жизнь с наукой. Через изучение развития педагогики в высшей школе, тенденций высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления она помогает сформировать знания о технологии организации обучения историка-специалиста XXI века, способах воспитания его гармоничной и гуманной личностью.
Содержание курса заключается в раскрытии особенностей педагогики высшей школы, предмета методики преподавания истории в высших учебных заведениях, методов и форм организации учебного процесса, научно-педагогической деятельности преподавателей и учебной деятельности студентов, их взаимосвязи и взаимовлияния, этапов становления научно-педагогического работника как создателя учебного процесса. В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными чертами украинской высшей школы, перестройкой отечественной университетской исторического образования на рубеже ХХ - ХХI вв., Государственной национальной программой «Образование» Украины XXI века и Законами Украины «Об образовании», «О высшем образовании», модернизацией преподавания педагогических и исторических курсов.

Теория и методология истории.
(доц. Черных И.Д.)

Предметом данной дисциплины является теории исторического процесса и тенденции развития методологии истории. Знание теории и методологии истории на сегодня является важным показателем профессиональной подготовки.
Содержание данной дисциплины в первую очередь позволит вам систематизировать полученные в рамках бакалаврской программы знания теоретико-методологических проблем исторической науки. Вы изучите место и роль методов в историческом познании, этапы эволюции теоретического мышления, основные исторические теории, факторы, которые влияли на развитие исторической науки. Ознакомитесь с новейшими тенденциями в развитии теоретико-методологической мысли мировой историографии.
Соотношение тенденций дифференциации и интеграции научного знания и их воздействие на предмет исторической науки. Появление новых областей истории. Гендерная история, устная история, историческая антропология, психоистория, способствует формированию самостоятельного рефлексивного мышления.

Социальные и религиозные праздники античных полисов Древней Греции
(Избаш-Гоцкан Т.А. )

В истории Древней Греции религиозные обряды и ритуалы являются предшественниками общегреческих празднеств. Наиболее значимыми были Олимпийские игры, но кроме них существовали Пифийские игры в Дельфах в честь бога Аполлона, а также такие спортивные агоны как Истмийские игры в честь Посейдона и Немейские игры в храме Зевса.
Религиозные праздники Древней Греции имели не только сакральное, но и общественное содержание. Большие и Малые Дионисии, Панафинейские игры, Элевсинские мистерии собирали сторонников со всего греческого мира, включая Северное Причерноморье.
Цель курса состоит в усвоении студентами особенностей развития древнегреческого общества и его духовной культуры.
Задание осветить культурную и духовную жизнь древних греков; выделить ее характерные особенности; определить роль общественных и религиозных праздников в полисной жизни греков.
В результате изучения данного курса студент должен знать историю развития культуры древней Греции, в частности особенности религиозных и общественных праздников в античных полисах и уметь работать с античными источниками и современными научными трудами по теме, ориентироваться в особенностях религиозных верований и практик периода античности.

Историческая урбанистика
(Луговой О.М.)

Для понимания структуры современного общества, одним из важнейших аспектов которого является растущая в мировом масштабе урбанизация, очень важно знать, что такое город в истории Европы и других стран, как он появился, какие функции выполнял в различных исторических сообществах, как менялись признаки того, что классифицировалось как город в разные времена. Курс лекций имеет заданием сформировать целостное представление о городе, как пространственной, социальной и культурной структуре, о проблемах городского самоуправления, которое в итоге создало образец для функционирования демократических учреждений на государственном уровне. Много внимания уделяется истории социальной категории горожан, ее места в разных исторических сообществах, внутренней социальной структуре горожан и структуре городского населения в пространстве. В результате изучения дисциплины студент ознакомится с факторами, которые обусловили формирование города, особенностями организации городского пространства, векторами влияния города на общество, государственный строй, экономику, общими и особыми чертами в развитии процессов урбанизации различных исторических периодов, современными теоретическими подходами в историко-урбанистических исследованиях.

История европейской науки и техники
(проф. Демин О.Б.)

В начале III тысячелетия проходит становление новой науки, которая существенно отличается от ее классического облика. Современная наука объединяет высокие достижения естествознания с потенциалом древних традиций культур Востока и Запада, широко прибегает к биотехнологиям, минитюаризации и роботизации, что стало возможным благодаря современным информационным технологиям. Но вместе с тем, человечество неосторожно продолжает держаться за устаревшие методы личного обогащения, не замечая приближения экологической, энергетической и других катастроф. Поэтому задача ученых – остановить общепланетарный крах, а задача историков науки и предмета «История европейской науки и техники» - показать последствия неосторожного обращения человечества по своему месту жительства – Земле.

Образование и просвещение в средневековой Западной Европе
(Немченко И.В.)

Курс посвящен одному из важнейших аспектов средневековой культуры. Знание истории образования, в частности университетского, особенностей и форм его развития, важно для современного ученого и преподавателя, которых готовит факультет истории и философии.
Хронологически курс охватывает период V–XV в.; по содержанию он касается истоков, формирования и расцвета средневекового образования и связанного с ним просвещения и не касается проблем Ренессанса.
Великие просветители раннего средневековья – Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский и Беда Достопочтенный, которые заложили основы средневекового образования, характерные черты средневековой школы, Каролингское и Оттоновское возраждения, подъем образования в ХI в., наконец – возникновение и деятельность средневековых университетов – все это темы, предлагаемые магистрантам.
Лекции дополнены практическими занятиями, ориентированными преимущественно на изучение источников по истории средневекового образования и просвещения.

Конституционализм и пути формирования демократических государств. Европейские политические мыслители раннего нового времени о представительских формах государства.
(Радзиховская Е.А.)

Хронологически границы курса охватывают период с ХV до ХVIII в. Курс посвящен выявлению истоков и установлению основных линий преемственности социально-экономических теорий европейских мыслителей с эпохи позднего средневековья до эпохи Просвещения. Начальный блок информации сконцентрирован вокруг учений Г. Гроция, Б. Спинозы, С. Пуфендорфа, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж.-В. Гравины. Объектом рассмотрения является представление в их трактатах таких категорий как «природное право», «общественный договор», «государство», «собственность», «сословное представительство», «суверенитет», «международное право», «веротерпимость» и т.д.
Следующий блок включает аналитическое рассмотрение текстов Ш.-Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, Ж.-А. Кондорсе. Выявляются черти преемственности между указанными выше категориями в трудах авторов ХVII и ХVIII вв. Изучаются новые подходы Ш.-Л. Монтескье к проблеме структуры государственной власти, теория общественного договора в освещении Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро, критика Ф.М. Вольтером общественных учреждений ХVIII в., учение про исторический прогресс Ж.-А. Кондорсе.
Лекционный материал дополнен практическими занятиями, во время которых выполняется анализ наиболее показательных текстов, которые содержат важные социально-политические категории.

Историки и политика: восточноевропейские исторические исследования на немецкоязычном пространстве ХХ в.
(проф. Барвинская П.И.)

Какая взаимосвязь истории и политики? Какие существуют стратегии и практики отношений между историками и политиками/властью? Ответы на эти вопросы слушатели получат во время ознакомления с эволюцией восточноевропейских исследований в немецкоязычных странах Европы в ХХ в., узнают о процессах институализации и персонализации, основных концепциях и дискурсах исторических исследований о Восточной Европе, научатся соотносить их с особенностями восточной политики Австрии, Германии и Швейцарии на конкретном историческом промежутке.

Современное международное положение
(доц. Ковальский С.В.)

Магистерский курс, рассчитанный на 3 кредита (20 лекционных часов). Лекционный курс построен на принципе преподавания теории международных отношений и принципов научного и политологического анализа материалов СМИ. Практическая часть курса предполагает самостоятельную подготовку магистрантами аналитической картины современного мира, опираясь на материалы СМИ различной формы происхождения, и обсуждении в группе современных проблем, привлекая политологические и информационные теории. Подход, примененный в такой системе освоения курса, дает возможность сформировать у студентов практические навыки работы с текущей информацией, увидеть объективную картину мира, применять междисциплинарный подход к оценке современности, выявлять и противодействовать пропагандистским приемам и идеологическому воздействию.

Курсы, которые читаются на третьем (научно-образовательном) уровне высшего образования для аспирантов:

Новешие подходы и методы анализа исторических источников
(проф. Гребцова И.С.)

Центральное место в развитии методологии истории на современном этапе занимают идеи междисциплинарности, планомерной интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство. Курс «Новые подходы и методы анализа исторических источников» является одним из специальных курсов, которые читаются историкам-докторантам. В настоящее время особый интерес вызывают те научные направления, которые способны гуманитарное и естественнонаучное знание объединить, возвратить целостный взгляд на природу, общество и человека, в том числе через общие методы исследования. В процессе изучения курса докторанты имеют возможность овладеть новым инструментарием, подходами, методами, методологическими ориентирами, которые позволят им стать высококвалифицированными профессионалами.
Целью учебной дисциплины является ознакомление докторантов-историков с новейшими подходами и методами анализа исторических источников, выявление и апробация наиболее эффективных методов для их диссертационного исследования.

История, концепции и проблемы историчной науки
(проф. Демин О.Б.)

В курсе обобщенны предварительные знания различных исторических дисциплин бакалаврского и магистерского уровня. Определены этапы развития методологической мысли исторической науки, основные концепции современной гуманитарной науки. На примере конкретной тематики аспирантов рассматриваются методологические, источниковедческие, историографические и конкретно-исторические проблемы научных исследований.

Устноисторические проекты в исследованиях новейшей истории
(проф. Барвинская П.И.)

Усноисторические проекты являются важной составляющей современных исторических исследований. В рамках курса аспиранты ознакомятся с теоретическими наработками устной истории, материалами украинских и зарубежных устноисторических проектов, получат практические навыки создания, архивирования, анализа и использования устноисторических источников в научной деятельности. Приобретенные компетенции пригодятся также в образовательной деятельности, проведенные социологических исследований, социальной работе и журналистике.

Современные проблемы интеллектуальной истории
(доц. Немченко И.В.)

Лекционный курс имеет целью ознакомить аспирантов второго года обучения с современной проблематикой и историографическим состоянием такого исследовательского течения, как интеллектуальная история.
Курс состоит из двух содержательных модулей. Первый из них предназначен прежде всего для тех аспирантов, которые не слушали магистерский курс факультета истории и философии «Актуальные проблемы древней и средневековой истории», и, следовательно, требуют введения в соответствующую проблематику. Речь идет о возникновении интеллектуальной истории как научного направления и его эволюции к началу XXI в. Обратиться к указанным вопросам следует и более опытным аспирантам, чтобы получить возможность двигаться дальше.
Второй содержательный модуль посвящен теме политического гебраизма – направлению в англоязычной историографии начала XXI в. Политический гебраизм рассматривается как степень развития интеллектуальной истории, как попытка возрождения ее классического варианта после нескольких десятилетий «широкого» видения ее проблематики.
Тема политического гебраизма раскрывается на очень наглядном для этого материале – политической мысли Англии XVII в., когда образы и сюжеты Ветхого Завета служили идейным арсеналом в политическом противостоянии как «Пуританской революции» 40-х гг., так и «Славной» 1688 года.
Большая часть курса отведена для самостоятельной работы аспирантов. Так, для анализа им предложены фрагменты произведения английского политического автора Роберта Филмера (1588-1653) «Патриарх», впервые переведенные на украинский.

Просопография в историческом исследовании
(доц. Луговой О.М.)

Историк, независимо от предмета своего исследования, всегда изучает общество. Если он стремится исследовать социальные, государственные, этнические, религиозные сообщества, для него всегда важно установить максимально достоверный персональный состав этого сообщества и дателизировать его развитие. Если он исследует индивидуальный путь той или иной персоналии, для него важно восстановить все систему социальных связей героя его исследования. В любом случае пригодится просопографический метод, статистическо-социальний метод изучения определенных социальных групп. Курс имеет целью продемонстрировать границы применения просопографического метода, принципы упорядочивания инфомрации для просопографической базы и способы ее обработки, научить систематизации данных из исторических источников различных типов для создания просопографической базы данных.

Адрес

ул. Дворянская, 2,Одесса, 65082
Телефон приемной ректора:
(38-048)723-52-54
Тел./факс (38-048)723-35-15
Email: rector@onu.edu.ua

 

Наши партнеры

Міністерство Освіти і Науки УкраїниУрядовий контактний центр

Top