Аннотации курсов кафедры культурологии

Название дисциплины

Аннотация

БАКАЛАВРЫ

Нормативные дисциплины

1.

История зарубежной культуры

(доц. Ушакова К. В.)

Данный курс занимает важное место в системе качественной и профессиональной подготовки студентов. Теоретический материал излагается по хронологическому принципу с выделением основных типов культуры: Первобытность, Древность, Средневековье, Новое время.   В рамках указанной периодизации рассматривается культура отдельных стран, которые в ту или иную историческую эпоху занимали ведущее место. Особое внимание уделяется литературно-художественной культуре и ее изменениям в зависимости от духовных ориентиров общества. Студенты увидят, что каждая культурно-историческая эпоха порождает своих выдающихся деятелей культуры и свои шедевры мирового значения. В результате освоения курса культура предстает как универсальное явление во всем ее многообразии и пространственно-временном развитии.

2.

История украинской культуры

(доц. Лопуга О. И.)

Курс способствует формированию базовых знаний об украинской культуре от палеолита до современности. Одним из главных аспектов курса является философско-культурологическая составляющая, обусловливающая использование универсальных принципов, законов и категорий познания. Украинская культура рассматривается не только как национальная культура, но и как часть культуры общечеловеческой, как культура способная к полноценному диалогу с другими культурами. В результате освоения курса студенты смогут лучше ориентироваться в духовных поисках, в организации своей жизнедеятельности, социокультурных и духовных потребностях современности.

3.

История музыки

(доц. Левченко В. Л.)

Дисциплина дает знания о специфике функционирования и развития музыкальной культуры, эволюции основных музыкальных жанров. В ходе занятий студенты получат представление о важнейших событиях и явлениях музыкальной культуры, а также усвоят основные понятия и термины музыкального искусства. Курс богато иллюстрирован аудио и видео музыкальным материалом. Студенты усваивают основные этапы музыкальной культуры начиная с архаических форм и кончая специфическими музыкальными явлениями нового и новейшего времени и приходят к пониманию культурно-типологических характеристик музыкального искусства и диалектики развития основных культурно-исторических традиций и музыкальной стилистики. Студенты также будут знать о специфике использования музыкальных инструментов и средств музыкальной выразительности в произведениях различных стилей и жанров. В результате изучения дисциплины формируется понимание того, что такое музыкальное мышление и каково его место в различных художественных картинах мира.

4.

История изобразительного искусства

(доц. Левченко В. Л.)

Дисциплина направлена на формирование общей художественной культуры и развитие профессиональной эрудиции в сфере культурологии, искусствоведения и гуманитарного знания вообще. В ходе занятий студенты ознакомятся с основными теоретическими понятиями искусствоведения и эстетики, касающимися специфики визуально-пространственных искусств. Также изучаются особенности исторических этапов мирового изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Курс богато иллюстрирован видео материалом, дает возможность ознакомиться с достопримечательностями мировой и отечественной культуры и основными произведениями искусства. Много внимания уделяется воспитанию высокого уровня художественно-эстетического вкуса. В процессе преподавания дисциплины используется креативный подход по сочетанию анализа конкретных произведений и тенденций развития искусства прошлого и современности. Студенты будут знать об основных стилях, направлениях и течениях изобразительного искусства.

5.

История и теория телевидения

(ст. преп. Ушакова Ю. А.)

Предмет знакомит студентов с одним из самих популярных СМИ периода Новейшего времени. Современное телевидение – это отрасль деятельности, в которой могут профессионально реализовать приобретенные знания и навыки выпускники отделения культурологии. Курс истории и теории телевидения помогает студентам грамотно ориентироваться в информационных потоках периода техногенной цивилизации, вырабатывает навыки работы с информацией: поиск, сбор, обработка, анализ, верификация, использование.   Учебная дисциплина расширяет личный и профессиональный кругозор будущего специалиста-культуролога в сфере гуманитаристики.

6.

История театра и основы актерского мастерства

Курс посвящен истории мирового театрального искусства и освоению на практике основных элементов актерского мастерства. Особое внимание уделяется разъяснению теоретических положений системы К. Станиславского, В. Мейерхольда, И. Бергмана, а также овладению практическими навыками сценического поведения и созданию определенного сценического образа. В результате изучения дисциплины, кроме чисто теоретических и исторических фактов, студенты смогут анализировать и толковать феномен театра на разных этапах его генезиса в свете связанных с ним социокультурных обстоятельствах; давать объективную оценку объектам сценического творчества; самостоятельно разработать и поставить сценический этюд; уверенно и сознательно вести себя на сцене, а также повысить свой общеобразовательный и культурный уровень.

7.

Основы теории культуры

(доц. Ушакова К. В.)

Данный курс дает студентам четкие ориентиры для понимания сущности культуры и её функций, раскрывает соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Обращение к морфологии культуры помогает раскрыть её сущность как общественного явления, а также понять неразрывную связь между её материальной и духовной формами. В контексте теоретической модели культурного пространства рассматриваются отдельные компоненты культуры: мифология, религия, искусство, нравственность, политика, право, наука. Курс раскрывает сущность культуры как весьма сложной, многоуровневой системы. Особое внимание уделяется соотношению этнической и национальной культур, этнокультурным стереотипам, а также особенностям элитарной, народной, культовой и «массовой» культуры. В курсе также освещается развитие культурологической мысли, начиная с эпохи Просвещения и заканчивая современностью.

8.

История зарубежной литературы

(доц. СоболевскаяЕ.К.)

В ходе данного курса изучается историко-литературной процесс в странах Западной Европы и России в целом, от Античности до Новейшего времени. Курс основывается на философских и культурологических дисциплинах, которые служат более емким и широким контекстом для понимания сущности классических литературно-художественных произведений и философско-эстетических принципов литературных школ и направлений. У студентов формируется четкое представление о культурно-историческом и литературно-философском процессе, значении и роли литературы в духовном формировании каждого человека. В результате освоения курса студенты будут знать тексты классических произведений; время появления различных жанровых форм и особенности их развития; осознавать необходимость преемственности в формировании литературного процесса; ориентироваться в литературных направлениях, их принципах и роли в истории литературы. А особенно талантливые слушатели смогут анализировать и толковать произведения; определять жанр, выделять те или иные композиционные особенности, отличать сюжет и фабулу; ориентироваться в закономерностях историко-литературного процесса отдельной страны, а также в развитии литературы в целом.

9.

Культура регионов

(доц. Сумченко И. В.)

Почему Ифе называют африканскими Афинами? Что такое «запретный» город? В чем заключаются особенности «каваий» как культурного явления современной Японии? Ответить на эти вопросы Вы сможете после изучения курса под названием «Культура регионов». Основная цель преподавания этой дисциплины - рассмотрение сущностных особенностей культур различных регионов мира: африканского, дальневосточного (Индия, Китай и Япония), арабо-мусульманского, латиноамериканского и североамериканского, раскрытие механизмов их формирования и функционирования, изучение различных аспектов системной связи всех составляющих культуры регионов через анализ материального, духовного и художественного компонентов.

10.

Эстетика

(доц. Петриковская Е. С.)

В современную эпоху эстетика принципиально меняет свое положение. Эстетизацию считают ведущим принципом современной культуры и принципом движения от модерна к постмодерну. Речь идет не только о поверхностной эстетизации. Наблюдается эстетизация сознания. В этих условиях эстетическое знание активно трансформируется. Для понимания этих процессов необходимо начинать с классического понимания эстетики. Данный курс поможет разобраться с логикой развития эстетической мысли. Студенту предлагается освоить инструментарий для теоретического осмысления и интерпретации эстетического опыта классической и постклассической культуры.

11.

Философия культуры

(доц. Сумченко И. В.)

Целью преподавания дисциплины является анализ важнейших идей и концепций философии культуры, раскрытие специфики философии культуры как объяснительной модели такого сложного явления как культура, выявление обобщенных конструкций допускают теоретическое моделирование. В результате изучения этого курса студент получит необходимые концептуальные основы осмысления культуры, овладеть категориально-понятийным аппаратом современной философии культуры, уметь выявлять и анализировать тенденции и механизмы рефлексии относительно культуры в современной философской и гуманитарной мысли.

Дисциплины по выбору

12.

Культура XX века

(доц. Ушакова К. В.)

Курс занимает важное место в системе подготовки специалистов-культурологов, поскольку XX век вошел в историю человечества как период коренных перемен, затронувший базовые структуры человеческого существования. XX век рассматривается как век противоречий: и как эпоха великих достижений в области научно-технического прогресса, и как эпоха двух мировых войн, и как эпоха становления тоталитарных режимов. Особое внимание уделяется формированию новых, революционных представлений об искусстве; осмыслению философско-мировоззренческих истоков этих представлений (Ф. Ницше, З. Фрейд, А. Бергсон), анализу модернистских направлений во всех видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре и кино. В результате освоения курса слушатели уясняют, как через кризисные явления XX века рождается принципиально новая, общечеловеческая культура.

13.

Культура общения и этикет

(доц. Белянская Е. Ю.)

Основной целью преподавания дисциплины является изучение особенностей культуры общения народов мира, определение исторических источников формирования культуры общения, изучение основных форм этикета культурных регионов мира, формирование нравственности и коммуникативной компетентности, развитие культуры делового общения. Курс направлен на  формирование нравственности и коммуникативной компетентности, определение исторических источников формирования культуры общения, рассмотрение и анализ основных форм этикета народов мира, понимание особенностей этикетных норм.

14.

Музеология

(доц. Левченко В. Л.)

Дисциплина знакомит студентов с основными теоретическими понятиями музеологии и историческими этапами становления музейного дела от древности до современности. Студенты знакомятся с опытом работы и спецификой отечественных и зарубежных музеев. Это поможет будущим специалистам ориентироваться в разнообразных формах человеческой деятельности, связанных с музейным делом и теоретическим систематизированием знаний о музее как таковом. В процессе обучения у студентов формируются навыки использования современных принципов и технологий экспонирования и формирования музейных пространств. В результате изучения дисциплины достигается понимание основных тенденций развития музейного дела в современном обществе.

15.

Шоу-проекты: методика организации и предпринимательства

(проф. Богатая Л. Н.)                       

Дисциплина помогает усвоить навыки постановки массовых праздников, зрелищ и шоу-программ. Особое внимание уделяется продюсированию и менеджменту в шоу-бизнесе, а также изучению видов шоу-проектов, принципов создания массовых праздников, специфических особенностей режиссуры и драматургии шоу-проектов. Отдельные лекции посвящены выявлению характерных черт ''театрализации'' как творческого метода перевода жизненного документального материала в художественно-образную сценическую форму. Кроме искусства конферанса, рассматриваются также и современные технологии создания культурных программ.

16.

Основы паблик рилейшнз

(ст. преп. Пасисниченко А. Н.)

     Целью изучения курса является анализ основных подходов, общих и конкретных стратегий установления связей с общественностью и определение специфики коммуникативного пространства. Уделяется внимание особенностям проведения рекламных, предвыборных и ПР-кампаний, рассматривается специфика массовой аудитории и основные направления работы с ней, изучается как создание ПР-текстов, так и умение выступать с речью. Студенты узнают, как работать со СМИ, как проводить пресс-конференции и презентации.

17.

Взаимодействие со СМИ

(доц. Белянская Е. Ю.)

Курс направлен на анализ и оптимизацию процессов взаимодействия государства и общественности со средствами массовой информации, особенности проявления данных процессов в современном информационном обществе. Учебный материал представлен такими темами: анализ современного состояния средств массовой информации; обзор законодательной базы взаимодействия со СМИ в Украине;  углубление взаимодействия со СМИ путем внедрения новых форм и способов соответственной деятельности; анализ перспектив дальнейшего развития взаимодействия государства и общественности со СМИ в информационном обществе.

18.

Имиджелогия

(ст. преп. Ушакова Ю. А.)

Имиджмейкинг – одно из актуальных направлений деятельности, которую может освоить выпускник отделения культурологии. Учебный курс по дисциплине «Имиджелогия» сопровождается большим объемом иллюстративного материала, что помогает овладеть основами профессионального создания персонального и публичного имиджа, усвоить общие приёмы моделирования эффективного образа товаров, услуг, фирм, брендов, общественных организаций и иных социальных объектов. Основные задачи преподавания предмета – повышение личной успешности, теоретическое и практическое освоение популярной отрасли современной гуманитаристики, расширение возможностей профессиональной адаптации будущих культурологов. 

19.

История кино

(ст. преп. Ушакова Ю. А.)

Курс направлен на ознакомление с историей одного из популярнейших видов искусства – кино и является логическим продолжением предметов из области искусствоведения. Студенты получают знания о становлении, развитии, формировании основных видов и направлений киноискусства: от времени появления до современности. Аудиовизуальность, её символика и смыслы, культурное значение, влияние на современную цивилизацию – раскрытие этих аспектов изучения кинофильмов - одна из важнейших задач преподавания предмета. Учебная дисциплина повышает степень эрудированности, интеллектуальной адаптивности и социализации студентов-культурологов.

20.

Типология и хронология культуры

(доц. Ушакова К. В.)

Проблема типологии и хронологии культуры, ее периодизации чрезвычайно сложна. У нее нет однозначного решения, что и определяет важность данного курса. В нем рассматривается особенность культурно-исторического процесса и выделяется два альтернативных подхода к его пониманию: универсалистский и локальный. В рамках первого подхода предполагается, что культура человечества развивалась через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые одновременно представляют собой основные типы культуры. В рамках второго подхода считается, что ни о каких сходных этапах и типах культуры говорить не приходится. Студенты знакомятся с работами таких известных философов и культурологов, как Гегель, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др. Перед студентами ставится задача, с одной стороны, критически оценить аргументацию ученых, которые занимают ту или иную научную позицию, с другой, выделить то ценное, что каждый из этих ученых внес в культурологию как науку.

21.

Феномен моды в культуре

(ст. преп. Ушакова Ю. А.)

В рамках представленной учебной дисциплины студенты получают знания в сфере моды и модного процесса. Изучение особенностей вестиментарности, закономерностей формирования популярных образцов, трендов и тенденций в разнообразных отраслях культуры -  основные задачи изложения материала курса. Большой объем иллюстраций (более 1,5 тыс.) по темам предмета помогает студентам усвоить характерные образцы и культурные коды моды разных исторических периодов: от архаики до современности, рассмотреть реализацию моды в основных культурных формах: народной, элитарной и массовой.  Прохождение курса способствует более глубокому освоению теории и практики современного гуманитарного пространства, увеличивает панорамность знаний и повышает уровень профессиональной компетенции выпускников

22.

Практика организации культурных проектов

(проф. Богатая Л. Н.)

Курс направлен на формирование базовых навыков, необходимых для создания и реализации собственного культурного проекта. Важной составляющей курса является разработка оригинальной идеи проекта, соответствующего современным тенденциям развития культуры. В процессе освоения курса студенты овладеют техниками создания мультимедийных презентаций проекта, разработки информационных буклетов и веб-сайта, разовьют чрезвычайно важные для практики проектной деятельности коммуникативные навыки. Студенты научаться проводить презентацию собственных проектных идей и учитывать специфику аудитории. В курсе рассматриваются разнообразные формы организации культурных проектов – от интерактивных лекций до смартмобов, флешмобов, перформансов и инсталляций.

23.

Экономика культурных проектов

(проф. Богатая Л. Н.)

Предмет изучения учебной дисциплины − экономические основания для создания культурных проектов; возможности фандрайзинговой деятельности; понимание особенностей функционирования неприбыльных общественных организаций (НПО); специфика функционирования фондов как главных источников финансирования культурных проектов. В рамках курса студенты исследуют своеобразие функционирования рынка фандрайзинговых услуг. Конечным результатом освоения теоретического материала курса является создание типовой заявки на организацию собственного культурного проекта. В рамках этой заявки студенты представляют бюджет соответствующего проекта.

24.

Легенды и мифы народов мира

(доц. Сумченко И. В.)

Без мифа, его сюжетов, тем и персонажей нельзя представить ни религию, ни какой-либо вид художественной культуры (будь то литература, живопись или кинематограф), ни даже современную политику, поэтому курс «Легенды и мифы народов мира» является весьма актуальным. Целью изучения данной дисциплины является комплексное осмысление сущности мифологии, мифосознания и мифа как культурных феноменов, в частности причинно-следственные связи, закономерности, этапы развития мифологии в течение всех периодов человеческой истории, изучение особенностей мифологических систем различных культурных регионов, их источники, тематику и персонажи. В рамках первого содержательного модуля рассматриваются основные теоретические подходы и концепции относительно понимания сущности мифа, особенности мифологической картины мира. Второй содержательный модуль посвящен изучению древнеегипетской, месопотамской, древнегреческой, древнеримской, индийской, китайской, старонемецкой, славянской мифологии через анализ текстов наиболее известных мифов.

25.

Организация и методика проведения рекламных и предвыборных кампаний

(доц. Лопуга О. И.)

Целью курса является приобретение опыта планирования и организации предвыборных кампаний, приобретение навыков проведения агитационной и рекламной кампаний, предварительных исследований и эффективного взаимодействия со СМИ, умение организовывать команду кандидата и деятельность его предвыборного штаба, а также эффективного примирения избирательных и предвыборных технологий. Особое внимание уделяется изучению политических процессов, их источников, причин, мотивов, способов, выявлению позитивных и деструктивных составляющих, построению правильной структурной технологии подготовки и проведения избирательной кампании.

26.

Основы сценарного мастерства

Предмет ориентирован на подготовку студентов-культурологов к работе в сфере организации культурных проектов и массовых мероприятий. Учебная дисциплина помогает освоить навыки создания сценариев, раскрывает основные принципы преобразования фабулы в полноценный сюжет. Курс знакомит обучающихся с разнообразными структурами композиции драматургического сценария (от классических форм до современных направлений), с различными способами удержания высокого уровня зрительского внимания, формирует представление о специфике работы сценариста в театре, кино, на телевидении, в организации праздников и иных торжественных мероприятий. Изучение предмета способствует развитию творческих задатков студентов, повышает возможности расширения области будущей профессиональной деятельности. 

27.

Культурная антропология

(доц. Петриковская Е. С.)

Цель курса – познакомить студентов с основными понятиями и направлениями культурной антропологии – науки, которая исследует в сравнительном плане формирование и развитие человеческой культуры, общие проблемы культурного развития человечества, концентрирует внимание на взаимоотношениях человека и культуры. После изучения курса студенты владеют представлениями о развитии культуры во всех ее аспектах (образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, материальные атрибуты) и могут использовать антропологические теории на практике. В рамках культурной антропологи активно формируется востребованное современностью умение «видеть глазами другого». Полученные знания формируют у студентов умение предвидеть и противодействовать возможным конфликтам культур и помогают выработать чувство уважения (по крайней мере, толерантности) к другим культурам. В рамках изучения курса студенты проводят самостоятельное антропологическое исследование.

МАГИСТРЫ

Нормативные дисциплины

28.

Методика преподавания культурологи в ВУЗе

(доц. Белянская Е. Ю.)

Данный курс является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студентов-культурологов. Учебная дисциплина основывается на знаниях, полученных студентами при изучении профессионально-ориентированных дисциплин, а также на знаниях дисциплин психолого-педагогического цикла. Знания, полученные студентами в процессе изучения данной дисциплины, могут быть использованы во время прохождения педагогической практики, в дальнейшей преподавательской деятельности. Культурологическая подготовка способствует ориентации в современном научно-техническом мире, осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур, преодолению установки на социальное противостояние и изоляционизм по отношению к мировой культуре.

29.

Театроведение как наука

(доц. Белянская Е. Ю.)

Основной целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с основными формами и методами театрального искусства, усвоение теоретических знаний и практических навыков. Курс является дисциплиной театральной направленности и опирается на знания, полученные при изучении истории театра, основ актерского и сценического мастерства, организации и методики проведения шоу-проектов. В результате освоения курса у студентов формируется теоретико-методологические представления о театроведении и критериях объективной оценки основных форм сценического творчества, студенты получают практические навыки анализа театроведческих исследований и таким образом повышают свой общеобразовательный и культурный уровень.

30.

Методология и стилистика гуманитарного знания

(доц. Соболевская Е. К.; проф. Голубович И. В.)

Предметом изучения учебной дисциплины является методология и стилистика философско-культурологического знания и познания в целостном контексте гуманитарных наук. Основное внимание уделяется сущностным характеристикам гуманитарных наук и их назначению в целостном философско-культурологическом контексте, разъяснению методологии и стилистики написания научной работы. В результате изучения дисциплины студент будет свободно ориентироваться в современных методологических концепциях толкования культуры и ее форм, понимать различия точных и гуманитарных наук, текстовую природу гуманитарных наук и символическую природу текста, основные методы и принципы гуманитарного исследования и, в частности, метод как путь и герменевтику как общую методологию наук о духе, специфику научной терминологии и принципы инвариантности значений научных терминов.

31.

Методология постмодерна

(проф. Богатая Л. Н.)

Данный курс  является важной составляющей профессиональной подготовки магистров-культурологов. Он направлен на развитие навыков самостоятельного исследования сложных постнеклассических текстов, на освоение новых терминологических тезаурусов, выявление и формирование индивидуальных исследовательских техник. В ходе освоения материала у студентов формируется сознательное отношение к проблемам методологии гуманитарного познания на примере методологических поисков, осуществлявшихся в рамках французской постструктуралистской философской традиции. Задачи курса связаны с попытками определения места постмодерна и постмодернизма в современной культуре. Овладение материалом курса будет способствовать формированию и совершенствованию навыков самостоятельного аналитического мышления; более глубокому пониманию возможностей применения философских подходов к исследованию тенденций развития культуры современного информационного (постнеклассического) общества.

32.

Инновационные формы современной культуры: теория и практика

(доц. Соболевская Е. К., доц. Петриковская Е. С.)

Цель курса – сформулировать особенности современного культурного пространства и раскрыть новые грани человеческого бытия в современной культуре. Первая часть курса посвящена изучению проблемы взаимодействия философии и литературы в современном культурном пространстве, и в частности разъяснению роли философии и литературы в городском пространстве и духовной жизни Одессы. Предусматриваются практические занятия по медленному освоению философских и философско-эстетических текстов, а также лекции и практические занятия в Одесском Литературном музее.   

Вторая часть курса посвящена осмыслению теоретических проблем современной культурологии города.  Особенное внимание уделяется Urban Studies and Urban Anthropology. Курс очерчивает круг проблем и вопросов, новых задач философии культуры и философской антропологии, связанных с современным городом; формирует способность к критической оценке разных систем гуманитарного знания, ориентированных на урбанистику, формирует навыки работы с текстами в контексте основных тем курса.

Полученные знания помогут студентам профессионально ориентироваться в инновационных формах современной культуры, анализировать и интерпретировать события культуры, используя при этом не только классическую, но и постнеклассическую методологию исследования.

Дисциплины по выбору

33.

Теоретические аспекты межкультурной коммуникации

(доц. Белянская Е. Ю.)

Кто же из молодых специалистов обойдется без знания основных областей межкультурной коммуникации, базовых понятий и терминологии, умения интерпретировать разнообразные проявления коммуникативного поведения в разных культурах, а также формирования позитивного отношения к другим культурам?! Программа учебной дисциплины направлена именно на это: культурно-антропологические особенности межкультурной коммуникации, её теоретические и практические аспекты, национальный характер и менталитет. Студенты смогут интерпретировать национальные особенности коммуникации; объяснять основные тенденции и закономерности межкультурной коммуникации.

34.

Универсалии культуры

(доц. Ушакова К. В.)

Курс представляет особый интерес для магистров-культурологов, так как проблема выделения универсалий культуры в современном культурологическом знании является дискуссионной. В спецкурсе дается обоснование такой возможности с помощью диалектической методологии и констатируется неразрывное единство универсального и уникального. Особое внимание уделяется рассмотрению истории формирования теоретических представлений об универсалиях культуры и критическому осмыслению классификаций универсалий культуры в рамках культурной антропологии. Особенность спецкурса заключается в том, что студентам предлагается принять участие в формировании «новой универсальной модели культуры», в результате чего они обучаются «видению» символических смыслов культуры.

35.

Культурологические концепции восточнославянской

философии

(доц. Сумченко И. В.)

Курс посвящен анализу специфики культурологических концепций философии восточнославянских народов, изучению основных периодов ее развития. Особенностью предмета данной дисциплины является, с одной стороны, использование категориального аппарата и методов интерпретации эмпирического материала из разных сфер культуры, а с другой, она связана с обращением к основным теоретическим моделям анализа культуры, которые существуют в гуманитарном знании. Целью курса является изучение и анализ важнейших стратегий понимания культуры как целостности, сложившихся в истории восточнославянской философской традиции. В результате изучения курса студент получит представление о сущности и основных тенденциях развития культурно-философской традиции восточнославянских народов и научится определять общекультурные контексты возникновения культурно-философских традиций и способов философствования восточнославянских народов.

36.

Византинистика: философско-культурологический аспект

(доц. Петриковская Е. С.)

Византинистика – это наука, которая изучает историю и культуру Византии. Этой страны уже давно нет, но существуют ее образ и многочисленные мифы, существует даже мода на Византию в современном мире. Данный спецкурс носит в целом проблемный характер и может рассматриваться как пропедевтика к современному изучению истории византийской культуры и философии. Главное задание курса – вооружить студента представлениями об основаниях византийской культуры с учетом целостного культурологического и мировоззренческого контекстов. Достижения целостного образа византийской культуры с необходимостью предполагает выяснение специфики православия – основания византийской культуры. Причем, православие следует рассматривать как культурный тип, в его полноте, не редуцируя к обрядовой или организационной стороне. Это предполагает, в первую очередь, определение мировоззренческого стиля православия на основе компаративистского подхода.  Спецкурс позволяет преодолеть относительную изоляцию византийской темы в гуманитарном образовании и помогает задуматься, не является ли преувеличением важность изучения Византии для понимания современной Украины.

37.

Инновационный характер категорий современной   гуманитаристики

(проф. Богатая Л. Н.)

Современная гуманитаристика является дисциплиной, находящейся в стадии своего становления. Гуманитарное знание содержит примеры весьма различных дефиниций «гуманитаристики», но многие из существующих определений подчеркивают факты бесконечных междисциплинарных смешиваний, характерных для гуманитарных дискурсов. Такие смешивания (междисциплинарные транзиты) и приводят к тому, что определенные категории, возникая в пределах той или иной дисциплинарной лакуны, начинают переходить в близкие гуманитарные зоны, в результате возникают уже иные категориальные образования.  «Устаревшие» категории получают новую жизнь, что и можно назвать процессом категориальных инноваций. Эти явления требуют пристального внимания исследователей культуры. Цель курса – научить студентов ориентироваться в современном гуманитарном универсуме знаний и сознательно оперировать фундаментальными категориями гуманитаристики.

38.

Дизайн и его место в прикладной культурологии

(доц. Левченко В. Л.)

Дисциплина дает знания о специфике дизайнерской деятельности. В ходе занятий студенты ознакомятся с важнейшими событиями и явлениями в истории дизайна и с эволюцией стилей в культурном и историческом процессе. Особое внимание уделяется изучению законов формообразования, композиции и цветового восприятия в предметной среде. Курс богато иллюстрирован видео материалом, дает возможность ознакомиться с основными достижениями отечественного и мирового дизайна и стилевой спецификой. В результате изучения дисциплины у студентов будет сформировано представление о своеобразии дизайна как творческой деятельности и средства по оценке композиций и предметной среды на базе знаний основ формообразования, умение разбираться в стилистических признаках дизайнерских школ и направлений.

39.

Наука в системе культурологического знания

(проф. Богатая Л. Н.)

Современная культура формировалась в условиях научной революции, ускоренного развития естественных и гуманитарных дисциплин, широкого распространения особого типа рациональности, именуемого «научной рациональностью». Именно по этой причине исследования современной культуры невозможно вообразить без учета процессов, которые происходят в научном дискурсе. Курс направлен на формирование у студентов понимания науки как важной составляющей культуры, специфической формы познания мира. История развития научно-познавательного процесса является чрезвычайно важной для понимания парадигмальных влияний науки на современную культуру. Овладение материалом курса обуславливает развитие у студентов навыков самостоятельного исследования составляющих современной науки в их разнообразии, освоение новых терминологических тезаурусов, понимание тех или иных парадигмальных процессов.

40.

Культура Серебряного века

(доц. Соболевская Е. К.)

В рамках данного курса изучается культура Серебряного века как социально-историческая эпоха конца 19 – начала 20 века и культурно-исторический тип, освещаются сущностные основания культуры Серебряного века как своеобразного культурно-исторического образца, объясняется его специфика, основные категории и принципы. Чтение данного курса помогает студентам лучше ориентироваться в целостном контексте культуры, исторических эпохах и отдельных культурно-исторических типах. В результате изучения дисциплины студент будет знать специфические черты культуры Серебряного века и ее категориально-понятийный аппарат; круг проблем и вопросов, которые были актуализированы в конце 19 – начале 20 века; символ и миф как категории мышления и элементы поэтики; иметь представление о величии русской религиозной философии и ее влиянии на культуру. Студент сможет определять сущностные черты символического искусства и показывать на отдельных примерах, как воплощается в художественном произведении символическое мировосприятие.

41.

Символ и миф в кинематографическом искусстве ХХ столетия

(доц. Соболевская Е. К.)

Предметом изучения учебной дисциплины является функционирование символа и мифа в кинематографическом искусстве. Предлагаемый курс помогает студентам свободно ориентироваться в целостном контексте культуры. Основное внимание уделяется сущностным характеристикам символа и мифа в кинематографе и родственных ему формах искусства, пояснению специфики и назначения кинематографа. В результате изучения курса студент будет знать специфические черты кинематографического искусства как художественной формы; символ и миф как категории мышления и элементы поэтики; основные категории кинематографа и его жанры; композиционные особенности фильма; таинственные схождения кино и жизни; границы свободной интерпретации и современные герменевтические концепции толкования художественных произведений. Особенно талантливые студенты смогут различать символический знак и художественный символ; разъяснять специфику художественного образа и пространственно-временную специфику кинематографического произведения, монтаж как принцип мышления и жанр как форму миропонимания; определять композицию фильма, его сюжет и фабулу.

42.

Религиозные практики в постсекулярном обществе

(доц. Петриковская Е. С.)

Религия сегодня является личным делом каждого. В странах с христианской традицией часто можно встретить верующих, не исповедующих свою религию. Но прогнозы об исчезновении религии к концу ХХ века не оправдались. Наоборот, Европа и Америка столкнулись с религиозным бумом. В этих условиях, вопрос о том, зачем нужна религия, не потерял своей остроты. Чего можно ожидать от религии? Что лежит в основе веры – несвобода, зависимость, ограниченность или свобода, стремление к высшему? Возможно ли «нормальное» общество без религии? На лекциях рассматривается существование религии в условиях постсекулярного общества, история и современность принципа светскости, оптимальные условия сосуществования религиозного и секулярного, современный спектр исследований религиозных практик. Слушателей ожидает уточнение представлений о связи модернизации и секуляризации. Концепт «постсекулярное общество» стремится скорректировать классические теории секуляризации, очертить новый ракурс и найти новый ресурс религиозного в условиях продолжающейся  секуляризации.

Адрес

ул. Дворянская, 2,Одесса, 65082
Телефон приемной ректора:
(38-048)723-52-54
Тел./факс (38-048)723-35-15
Email: rector@onu.edu.ua

Наши партнеры

Міністерство Освіти і Науки УкраїниУрядовий контактний центр

Top