Отраслевая научно-исследовательская лаборатория морской геологии и геохимии

Отраслевая научно-исследовательская лаборатория

морской геологии и геохимии

Руководящий состав подразделения:

Первый научный руководитель - доцент Ткаченко Георгий Григорьевич, канд. г.-м.-н.
С 1991 г. по 2012г. - профессор Ларченков Евгений Павлович, д.г.-м.н.
С 2012 г.  - профессор Янко Валентина Венедиктовна, д.г.-м.н.
Заведующий лабораторией к.г.-м.н., доцент Сучков И.А.

Істория подразделения:

Для дальнейшего развития и повышения эффективности геолого-геохимических исследований на континентальном шельфе и в Мировом океане, а также с целью улучшения подготовки специалистов в области геологии морей и океанов совместным Приказом Министерства геологии СССР и Министерства высшего и среднего специального образования УССР в 1979 году на базе Одесского университета имени И.И. Мечникова была создана Отраслевая научно-исследовательская лаборатория морской геологии и геохимии.

Направления научных исследований:

Основными направлениями исследования лаборатории являются:

• разработка геолого-геохимических методов исследования для прогнозов и поиска полезных ископаемых, геологической съемки морского дна;
  • исследования влияния геологических процессов на геохимические параметры донных отложений на формирование экологического состояния Северо-Западного шельфа Черного моря.
  • разработка теоретических и методических основ геолого-экологического и геотоксикологические исследований техногенного воздействия на природную среду.

Основные научные результаты:

1979-1982 г.г .- исследование нефтегазоносности Черного, Азовского, Баренцева, Белого и Каспийского морей.
  • Проведена углеводородная газовая съемка северо-западного шельфа Черного моря и всего Азовского моря.
  • Составлена первая региональная карта инженерно-геологического районирования дна Азовского моря по условиям строительства подводных нефтегазопроводов.
  • 1983-1998 гг - исследование проблем рудогенеза Мирового океана.
  • Открыты и исследованы промышленные поля железо-марганцевых конкреций.
  • Отобрана технологическая проба для полупромышленной плавки металла.
  • Составные  карты полезных ископаемых Атлантического и Индийского океана.
  • Проведенные морские исследования дают право Украины на реализацию экономических интересов по освоению важных полезных ископаемых в международных водах Атлантического и Индийского океанов
  • 1994-2005 гг - исследования донных отложений шельфа Черного моря в связи с экологией, нефтегазоносностью, и поискам месторождений золота.
  • Составлена первая эколого-геологическую ландшафтную карту северо-западного шельфа Черного моря.
  • Открыта Азово-Черноморская золоторудная провинция.
  • Разработана технология извлечения тонкого золота из морских илов.
  • Исследованы закономерности распространения тонкого золота в Азово-Черноморской золоторудной провинции.
  • Разработаны критерии прогнозирования и контроля геологической ситуации и техногенной нагрузки прибрежно-морских геосистем Черного моря.
  • Исследованы проявления глубинного геологического строения Земли в структуре геохимических параметров донных отложений Черного моря в связи с нефтегазоносностью шельфа.
  • 2004 г. - по настоящее время. Исследование влияния геологических процессов и геохимических параметров донных отложений северо-западного шельфа Черного моря.
  • Разработана фундаментальная флюидодинамична концепция современной нефтегазовой геологии, применительно к особого типа осадочных бассейнов, формирование которых связано с развитием внутриконтинентальных глубоководных впадин, таких как Черное море.
  • Созданные структурно-тектоническая и эволюционно-геодинамическая модели Килийского-Змеиноостровского геоблока. Выявлены особенности флюидодинамичного режима и представлена эволюционно-флюидодинамическая модель нефтегазообразования Северо-Черноморского бассейна. Выделены эволюционно-геодинамические критерии нефтегазоносности региона.
  • Изучены условия формирования и трансформации субмаринной углеводородных газогидратов в Черноморском бассейне и их изменения в голоценовое время. Разработаны положения концепции оценки роли газогидратов в устойчивости морских геосистем под влиянием внешних факторов.
  • Проведена типизация территории острова Змеиный по интенсивности проявлений экзогенных процессов. Проведена оценка разрушения поверхности и берегов, даны рекомендации по учету влияния современных экзогенных процессов, имеющих распространение на о. Змеиный, которые приводят к разрушению поверхности и берегов о. Змеиный.
  • Разработана методика идентификации нефтепродуктов при аварийных сбросах с морских судов.

Результаты исследований:

Отраслевой лаборатории морской геологии и геохимии опубликованы в сотнях статей в научных изданиях; изложены в научных отчетах, монографиях. Накопленные фактические данные представляют собой основательную базу для дальнейших фундаментальных исследований и решения прикладных задач.

Список основных публикаций:

Монографии:

• Buynevich, V. Yanko-Hombach, A. Gilbert, R. Martin, eds. 2011. Geology and Geoarchaeology of the Black Sea Region: Beyond the Flood Hypothesis. GSA Special Paper 473, Colorado, USA, 196 pp.
  • Сучков І.О. Федорончук Н.О. Геологічна будова о. Зміїний / В кн „Острів Зміїний. Абіотичні характеристики: монографія” / відп. ред. В.І. Медінець; Одес. нац. ун-т ім. І.І.Мечникова. – Одеса: Астропринт, 2008. – С. 7-51.
  • Федорончук Н.О., Сучков І.О., Тюленева Н.В. Геологічні дослідження шельфу прилеглого до о. Зміїний. / В кн. “Острів Зміїний: екосистема прибережних вод” Під редакцією Сминтини В.А., Одеса, 2008. С. 8-49
  • Yanko-Hombach, V., Gilbert, A.S., Panin, N., Dolukhanov, P.M., eds. 2007. The Black Sea Flood Question: Changes in Coastline, Climate and Human Settlement. Springer, Dordrecht, The Netherlands, 971 p., 246 illus.

Статьи:

• Tuleneva N.V., Suchkov I.A., Fedoronchuk N.A. 2013. Changes in cjastline positions during the Holocene in the shelf of the Northwestern Black Sea. Quaternary Internationak (in pres)  http://dx.doi.org/10.1016/j.duaint.2013.07.041
  • Сучков И.А., Тюленева Н.В. Геохимия осадконакопления в голоцене в пределах северо-западного шельфа Черного моря // Вестн ОНУ им.И.И.Мечникова. Сер. Геология и география. 2014. №1
  • Сучков І.О., Федорончук Н.О., Мудров І.О. Літолого-мінералогічні передумови накопичення тонкого золота в ново-евксинських відкладах північно-західного шельфу Чорного моря // Геологія і корисні копалини Світового океану, 2013. – Вип.1.
  • Сучков И.А. Преобразования минералов марганца из морских и океанических железо-марганцевых  образований при нагревании // Актуальність геотоксікологічних досліджень. – Киев, 2013. – С. 64- 73.
  • Федорончук Н.А., Сучков И.А. Тонкое терригенное и аутигенное золото в морских отложениях // Збірник наукових праць ІГН НАНУ. Вип.5. – 2012. – С. 145-152.
  • Сучков И.А. Представления о минеральном составе железо марганцевых образований Индийского океана в связи с их генезисом // Литологический состав донных отложений северо-западного шельфа Черного моря // Збірник наукових праць Інституту геологічних наук НАН України. Вип. 5. - 2012.
  • Yanko-Hombach, V., Panin, N., and Filipova-Marinova, M. 2012. IGCP 521: Caspian–Black Sea–Mediterranean Corridors during the last 30 ka: Sea-level change and human adaptive strategies. Selected papers, IV. Quaternary International 261:1-8.
  • Yanko-Hombach, V., Leroy, S., Sintubin, M., Schneegans, S. 2012. Tales set in stone. A World of science, Vol. 10, No. 3, July–September 2012: 2-11.
  • Сучков И.А. Представления о минеральном составе железо марганцевых образований Индийского океана в связи с их генезисом // Збірник наукових праць Інституту геологічних наук НАН України. Вип. 5. - 2012. - с 98-107
  • Yanko-Hombach V., Mudie P., and Gilbert A.S. 2011. Was the Black Sea catastrophically flooded during the post-glacial? Geological evidence and archaeological impacts. In Underwater Archaeology and the Submerged Prehistory of Europe, J. Benjamin, C. Bonsall, Dr. C. Pickard, and A. Fischer, eds. Oxbow Books, pp. 245-262.
  • Янко-Хомбах В.В., Смынтына Е.В., Кадурин С.В., Ларченков Е.П., Какаранза С.В.,  Киосак Д.В. 2011. Колебания уровня Черного моря и адаптационная стратегия древнего человека за последние 30 тысяч лет. Геология и минеральные ресурсы Мирового Океана 2, C. 61-94.
  • V.I. Medinets, I.A. Suchkov, N.V. Kovaleva - Experience and inputs of Odessa National I.I.Mechnikov University team in development and in future using of environment data bases in the framework of the Black Sea Scene Project // Journal of Environmental Protection and Ecology. 2010 , vol. 11 no.1, p. 333-337
  • И.А.Сучков, Н.А.Федорончук, Н.В. Тюленева. Основные черты современного осадконакопления района острова Змеинный / Збірник наукових праць Інституту геологічних наук НАН України. Вип. 3. - 2010. - с.204-211
  • Н.А.Федорончук, И.А. Сучков, В.И. Мединец. Осадконакопление в озерах нижнего течения реки Дунай (литологические и геоэкологические характеристики) / Збірник наукових праць Інституту геологічних наук НАН України. Вип. 3. - 2010. - с. 219-226
  • Yanko-Hombach, V., Gilbert, A., and Dolukhanov, P. 2007. Critical overview of the Flood Hypotheses in the Black Sea in light of geological, paleontological, and archaeological evidence. Quaternary International 167–168: 91–113.
  • Yanko-Hombach, V., Koral, H., Avєar, N., Motnenko, I. and McGann, M. 2006. Geomorphological, depositional and foraminiferal indicators of Late Quaternary tectonic uplift in Iskenderun Bay, Turkey. In Dilek, Y. and Pavlides, S., eds. Postcollisional tectonics and magnetism in the Mediterranean Region and Asia. Geological Society of America Special Paper 409, pp. 591-614.
  •